Зазор между контактами прерывателя — Энциклопедия по машиностроению XXL

Устройство и назначение штатной и альтернативных систем зажигания ВАЗ 2106. Регулировка системы зажигания своими руками. Советы и рекомендации.

Устройство системы зажигания ВАЗ 2106

Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.

Состав системы зажигания

Двигатель ВАЗ 2106 оборудован системой зажигания батарейно-контактного типа.

Система зажигания ВАЗ 2106

Автомобили ВАЗ 2106 оборудованы батарейно-контактной системой зажигания

В состав системы зажигания входят:

  • аккумуляторная батарея;
  • выключатель (замок зажигания с группой контактов);
  • двухобмоточная трансформирующая катушка;
  • трамблёр (распределитель с прерывателем контактного типа и конденсатором);
  • провода высокого напряжения;
  • свечи.

Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. К низковольтной цепи относятся:

  • аккумулятор;
  • выключатель;
  • первичная обмотка катушки (низковольтная);
  • прерыватель с искрогасящим конденсатором.

В цепь высокого напряжения входят:

  • вторичная обмотка катушки (высоковольтная);
  • распределитель;
  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода.

Назначение основных элементов системы зажигания

Каждый элемент СЗ является отдельным узлом и выполняет строго определённые функции.

Аккумуляторная батарея

Аккумулятор предназначен не только для обеспечения работы стартера, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. В процессе работы двигателя напряжение в цепь подаётся уже не с аккумулятора, а с генератора.

Аккумулятор ВАЗ 2106

Аккумулятор предназначен для запуска стартёра и подачи питания в цепь низкого напряжения

Выключатель

Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов низковольтной цепи. При повороте ключа зажигания в замке на двигатель подаётся (отключается) электропитание.

Выключатель зажигания ВАЗ 2106

Выключатель зажигания поворотом ключа замыкает (размыкает) цепь низкого напряжения

Катушка зажигания

Катушка (бобина) представляет собой повышающий двухобмоточный трансформатор. Она увеличивает напряжение бортовой сети до нескольких десятков тысяч вольт.

Катушка зажигания ВАЗ 2106

С помощью катушки зажигания напряжение бортовой сети увеличивается до нескольких десятков тысяч вольт

Распределитель (трамблёр)

Трамблёр используется для распределения импульсного напряжения, поступающего с высоковольтной обмотки катушки на ротор устройства, по контактам верхней крышки. Это распределение осуществляется посредством бегунка, имеющего наружный контакт и находящегося на роторе.

Распределитель ВАЗ 2106

Трамблёр предназначен для распределения напряжения по цилиндрам двигателя

Прерыватель

Прерыватель является частью распределителя и предназначен для создания электрических импульсов в низковольтной цепи. Основу его конструкции составляют два контакта — стационарный и подвижный. Последний приводится в движение кулачком, находящимся на валу распределителя.

Прерыватель ВАЗ 2106

Основу конструкции прерывателя составляют подвижный и стационарный контакты

Конденсатор прерывателя

Конденсатор предотвращает образования искры (дуги) на контактах прерывателя, если они находятся в разомкнутом положении. Один его вывод подключается к подвижному контакту, другой — к стационарному.

Конденсатор прерывателя

Конденсатор предотвращает искрообразование между разомкнутыми контактами прерывателя

Высоковольтные провода

С помощью высоковольтных проводов напряжение поступает с выводов крышки трамблёра на свечи зажигания. Все провода имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из токопроводящей жилы, изоляции и специальных колпачков, защищающих контактное соединение.

Провода высокого напряжения

Высоковольтные провода передают напряжение с контактов крышки трамблёра на свечи зажигания

Свечи зажигания

Двигатель ВАЗ 2106 имеет четыре цилиндра, в каждом из которых установлено по одной свече. Основная функция свечей зажигания — создание мощной искры, способной в определённый момент воспламенить горючую смесь в цилиндре.

Свечи зажигания ВАЗ 2106

Свечи зажигания служат для воспламенения топливно-воздушной смеси

Принцип работы системы зажигания

При повороте ключа зажигания по низковольтной цепи начинает течь ток. Он проходит через контакты прерывателя и попадает на первичную обмотку катушки, где за счёт индуктивности его сила увеличивается до определённого значения. При размыкании контактов прерывателя сила тока моментально снижается до нуля. Вследствие этого в высоковольтной обмотке возникает электродвижущая сила, увеличивающая напряжение в десятки тысяч раз. В момент подачи такого импульса ротор распределителя, двигаясь по кругу, передаёт напряжение на один из контактов крышки трамблёра, с которого напряжение через высоковольтный провод поступает на свечу.

трамблер и его тонкости

вообще надо уменьшать это расстояние – а то хрень получается – на свечках 0.8 мм борются за десятые доли мм – а тут аж 4-5 мм-попробую новую купить и сделать напайку. сколько же мощности отбирается чтоб пробить 4 мм воздуха горячего !? если это расстояние сократить до минимума в 1 мм ? знакомый с опеля, только что разговаривал – вообще сделал так чтоб бегунок касался этих контактов подвижным элементом чтоб не стирался – реально двигатель работать стал лучше. выработка да это я про то что сточено.

Лада 1988, 64 л. с. — своими руками

Какой должен быть зазор на свечах ваз 2101

Иркутск

Лада 2101, 1981

45 000 ₽

Какой должен быть зазор на свечах ваз 2101

Иркутск

Лада 2101, 1976

86 000 ₽

Какой должен быть зазор на свечах ваз 2101

Евпатория

Лада 2101, 1978

65 000 ₽

Какой должен быть зазор на свечах ваз 2101

Омск

Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины

Сбои в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Вызваны они могут быть самыми различными причинами, но их симптомы почти всегда одинаковы:

  • невозможность запуска двигателя ;
  • нестабильная работа (троение) двигателя на холостых оборотах;
  • снижение мощности двигателя ;
  • увеличение расхода бензина;
  • появление детонации.

Причинами возникновения таких ситуаций могут быть:

  • выход из строя свечей зажигания (механическое повреждение, пробой, выработка ресурса);
  • несоответствие характеристик свечей (неправильные зазоры, неверное калильное число) требованиям двигателя;
  • износ токопроводящей жилы, пробой изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
  • подгоревшие контакты и (или) бегунок трамблёра;
  • образование нагара на контактах прерывателя;
  • увеличение или уменьшение зазора между контактами прерывателя;
  • пробой конденсатора распределителя;
  • замыкание (обрыв) в обмотках бобины;
  • неисправности в группе контактов выключателя зажигания.

Подгорание из-за чересчур мощного искрообразования

Большой минус, недостаток КГ – это процесс искрения, от которого невозможно избавиться никак. Однако можно добиться значительной минимизации искроотдачи путем подключения конденсатора. Да, и обязательно выставлять правильный зазор.

Примечание. КГ зазор должен быть выставлен так, чтобы не превышал 4/10 миллиметра. Однако на вазовских автомоделях этот зазор может быть немного больше.

Подробнее о зазорах трамблера в отечественных версиях авто, можно прочитать в таблице.

Модель ДВС Трамблер Зазор контактов, мм УЗСК, град.
Ваз 2101-2106 Р-125 или Р-125Д 0,4 плюс/минус 0,03 55 плюс/минус 3
ЗМЗ-24 «Волга» Р-119Б 0,4 плюс/минус 0,05 39 плюс-минус 3
УМЗ-412 «Москвич» Р-118, Р-147 0,4 плюс/минус 0,05 43 плюс/минус 4
МеМЗ-968, -966 Р-114, Р-114Б 0,4 плюс/минус 0,05 43 плюс/минус 4

Статья в тему: Ремонт блока предохранителей ВАЗ 2110-2112 своими руками

Специалисты утверждают, что если увеличить зазор выше стандартных значений, можно избавиться от искрения. Другими словами, если подгорают контакты распределителя, увеличение зазора будет оптимальной мерой для устранения проблемы. Однако и на это найдутся свои недостатки. А в частности, уменьшается угол, что приводит к уменьшению напряжения добавочного тока.

Зазоры КГ и их регулировка

Несложно догадаться – при неправильно установленном зазоре КГ и сильном искрении, можно добиться нормализации, если немного увеличить зазоры между контактами, но ненамного.

Чрезмерное искрение, напомним, может наблюдаться не только в КГ распределителя, но и на роторе. При вращении трамблера высоковольтажный ток передается от центрального контакта к боковому. И в данном случае, если произвести настройку неправильно, можно значительно уменьшить напряжение добавочного, вторичного напряжения.

ДТП в России

  • Embedded thumbnail for ДТП в Омске

    03.23.21

  • Embedded thumbnail for ДТП с переворотом в центре Волгограда

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Упоротое быдло (c)

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Фургон не проскочил

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Жесткое ДТП под Киевом

    07.29.19

  • Embedded thumbnail for ДТП с участием скорой в Туле

    07.29.19

Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСК) — это, по сути, зазор между контактами прерывателя. Из-за постоянных нагрузок он со временем сбивается, что приводит к нарушению процесса искрообразования. Алгоритм регулировки УЗСК следующий:

  1. Отсоединяем высоковольтные провода от крышки трамблёра.
  2. Отстёгиваем две защёлки, фиксирующие крышку. Снимаем крышку.
    Снятие крышки трамблера ВАЗ 2106

    Крышка трамблёра крепится двумя защелками

  3. Шлицевой отвёрткой откручиваем два винта крепления бегунка.
  4. Снимаем бегунок.
    Бегунок распределителя ВАЗ 2106

    Бегунок распределителя крепится двумя винтами

  5. Просим помощника ключом поворачивать за храповик коленчатый вал до того момента, когда кулачок прерывателя встанет в положение, при котором контакты максимально разойдутся.
  6. Ели на контактах обнаружен нагар, удаляем его небольшим надфилем.
  7. Набором плоских щупов измеряем расстояние между контактами — оно должно составлять 0,4±0,05 мм.
  8. Если зазор не соответствует этому значению, шлицевой отвёрткой ослабляем два винта фиксации контактной стойки.
  9. Сдвигая стойку отвёрткой, добиваемся нормальной величины зазора.
  10. Затягиваем винты стойки контактов.
    Регулировка зазора контактов прерывателя ВАЗ 2106

    Зазор между контактами прерывателя должен быть 0,4±0,05 мм

После настройки УЗСК всегда сбивается момент зажигания, поэтому его следует установить до начала сборки распределителя.

Видео: установка зазора между контактами прерывателя

Что нам потребуется

Если вы хотите выполнить регулировку зажигания угла опережения ВАЗ 2106, то никаких особых инструментов не нужно. Из приспособлений нам понадобится наличие:

  • ключа на 13;
  • свечного ключа;
  • вольтметра (как альтернативу можно взять лампочку на 12 Вольт).

Далее приступаем к самой работе.

Видео-совет по регулировке зажигания ВАЗ 2106:

Регулировка момента зажигания

Момент зажигания — это момент возникновения искры на электродах свечи. Он определяется углом поворота шейки коленвала по отношению к верхней мёртвой точке (ВМТ) поршня. Величина угла зажигания оказывает заметное влияние на работу двигателя. При слишком большом его значении воспламенение топлива в камере сгорания начнётся намного раньше прихода поршня в ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливно-воздушной смеси. Если искрообразование будет запаздывать, это приведёт к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива (позднее зажигание).

Момент зажигания на ВАЗ 2106 обычно устанавливают с помощью автомобильного стробоскопа. Если же такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.

Установка момента зажигания с помощью стробоскопа

Для регулировки момента зажигания потребуется:

  • стробоскоп автомобильный;
  • ключ на 13;
  • кусочек мела или корректирующий карандаш для печатного текста.

Сам процесс установки осуществляется в следующем порядке:

  1. Запускаем двигатель машины и прогреваем его до рабочей температуры.
  2. Отсоединяем шланг от вакуумного корректора, расположенного на корпусе распределителя.
  3. Находим на правой крышке двигателя три метки (отлива). Ищем среднюю метку. Чтобы она была лучше видна в луче стробоскопа, помечаем её мелом или корректирующим карандашом.
    Метки зажигания на крышке двигателя ВАЗ 2106

    При выставлении момента зажигания стробоскопом нужно ориентироваться на среднюю метку

  4. Находим на шкиве коленвала отлив. На ремне привода генератора над отливом мелом или карандашом наносим метку.
  5. Подключаем стробоскоп к бортовой сети автомобиля в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Обычно он имеет три провода, один из которых подключается к выводу «К» катушки зажигания, второй — к минусовой клемме аккумулятора, а третий (с зажимом на конце) — к высоковольтному проводу, идущему к первому цилиндру.
  6. Запускаем двигатель и проверяем, работает ли стробоскоп.
  7. Совмещаем луч стробоскопа с меткой на крышке двигателя.
  8. Смотрим на метку на ремне генератора. Если зажигание выставлено правильно, в луче стробоскопа обе метки будут совпадать, образуя единую линию.
    Метки зажигания в луче стробоскопа

    При наведении стробоскопа метки на крышке двигателя и ремне генератора должны совпадать

  9. Если метки не совпадают, глушим двигатель и ключом на 13 откручиваем гайку, фиксирующую распределитель. Проворачиваем трамблёр на 2–3 градуса вправо. Снова запускаем двигатель и смотрим, как изменилось положение меток на крышке и ремне.
    Крепление распределителя

    Распределитель крепится на шпильке при помощи гайки

  10. Повторяем процедуру, вращая распределитель в разные стороны до тех пор, пока метки на крышке и ремне в луче стробоскопа не совпадут. По окончании работ закручиваем гайку крепления распределителя.

Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа

Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки

Для регулировки зажигания с помощью лампы потребуется:

  • сама контрольная лампа;
  • головка на 36 с рукояткой;
  • ключ на 13;
  • свечной ключ на 16 с воротком.

Порядок работ следующий:

  1. Головкой на 36, накинутой на храповик шкива коленвала, прокручиваем вал до совмещения метки на шкиве с отливом на крышке. При использовании бензина с октановым числом 92 и выше метку на шкиве следует совмещать со средним отливом. Если октановое число меньше 92, метка выставляется напротив последнего (длинного) отлива.
  2. Проверяем, правильно ли в этом положении установлен трамблёр. Отстёгиваем защёлки и снимаем крышку трамблёра. Наружный контакт бегунка трамблёра должен быть направлен на свечу первого цилиндра.
    Проверка положения бегунка трамблёра

    При совмещении меток на крышке двигателя и шкиве коленвала наружный контакт бегунка должен быть направлен на свечу первого цилиндра

  3. Если бегунок смещён, ключом на 13 откручиваем гайку крепления трамблёра, приподнимаем его вверх и, проворачивая, устанавливаем в нужное положения.
  4. Фиксируем распределитель, не закручивая гайку.
  5. Подсоединяем один провод лампы к контакту катушки, соединённому с низковольтным выводом трамблёра. Второй провод лампы замыкаем на массу. Если контакты прерывателя не разомкнуты, лампа должна загореться.
  6. Не запуская двигателя, включаем зажигание.
  7. Фиксируем ротор трамблёра, повернув его до упора по часовой стрелке. Затем проворачиваем в том же направлении сам трамблёр до положения, при котором погаснет лампочка.
  8. Возвращаем распределитель немного назад (против часовой стрелки), пока лампочка снова не загорится.
  9. В этом положении фиксируем корпус распределителя, затянув гайку его крепления.
  10. Производим сборку трамблёра.

Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки

Установка зажигания на слух

Если фазы газораспределения выставлены правильно, можно попробовать выставить зажигание на слух. Делается это следующим образом.

  1. Прогреваем двигатель.
  2. Выезжаем на ровный участок трассы и разгоняемся до 50–60 км/ч.
  3. Переключаемся на четвёртую передачу.
  4. Резко до упора нажимаем на педаль акселератора и прислушиваемся.
  5. При правильно установленном зажигании в момент нажатия на педаль должна возникать кратковременная (до 3 с) детонация, сопровождающаяся звоном поршневых пальцев.

Если детонация длится более трёх секунд, зажигание является ранним. В этом случае корпус трамблёра поворачивается на несколько градусов против часовой стрелки, и процедура проверки повторяется. Если детонации нет совсем, зажигание позднее, и корпус трамблёра нужно перед повторением проверки повернуть по часовой стрелке.

Проверка результатов регулировки

Переходим к последнему этапу, нам нужно проверить полученные результаты. Результаты проверяются по поведению машины на дороге. Двигатель нужно прогреть, выехать на ровный участок дороги набрать скорость 40-50 км/ч, включить четвертую передачу и резко нажать педаль газа. В течение 1-2 секунд будет слышно характерные стуки похожие на цоканье, а автомобиль сразу начнет уверенно набирать скорость.

Если звуков не слышно, то нужно повернуть трамблер против хода часовой стрелки на одно деление, такая процедура должна повторяться до тех пор, пока не будет слышен звук.

Помните, что детонация должна быть не дольше 2 секунд. В том случае, если во время проверки слишком сильно пришлось изменить положение трамблера, то у Вас присутствуют неполадки.

Причина неполадок еще может быть в отклонении состава горючего от номинального, а так же в неправильной работе систем трамблера.

Оставьте комментарий