Инструкция как проверить генератор на автомобиле ВАЗ 2110 своими руками

Как проверить генератор автомобиля мультиметром

От исправности генератора во многом зависит стабильная и корректная работа электроники автомобиля. Именно он подает питание на все устройства, а также помогает запустить двигатель. В связи с этим важно следить за его исправностью и при необходимости знать, как проверить генератор автомобиля мультиметром.

Этот элемент имеет прямое отношение к аккумулятору, с которым также часто возникают проблемы. А при необходимости подключения к штатной встроенной сети новых устройств и различных устройств следует проверить исправность генератора, так как он является источником штатной мощности. Другими словами, это один из тех узлов, который нужно регулярно проверять.



Замена реле в генераторе ваз 2109 своими руками

Реле-регулятор с щеткодержателем

Всем автолюбителям хорошо знакома проблема, когда их любимая машина утром вдруг не заводится, а причина вполне банальна, разряженный аккумулятор, и самое обидное, что он новенький. Связана такая неприятность с проблемой в работе генератора и его частей, важнейшей из которых и требующей регулярной проверки является реле-регулятор. Как правило замена реле генератора ВАЗ 2109 решает эту проблему надолго, так как от его работы зависит зарядка аккумулятора, работа электрогенератора и системы электроснабжения машины и работа всех электроприборов . Наша инструкция поможет вам справиться с этой задачей самостоятельно.

Назначение генератора и реле в нем

Электрогенератор в автомобиле предназначен:

  • Для получения электрической энергии, от которой питается батарея
  • Когда нормальная работа электрогенератора автомобиля нарушается, аккумулятор начинает разряжаться, и после этого долго за рулем не проедешь
  • Бывает такое, что заряда аккумулятора хватает, чтобы доехать до дома, а утром машина уже не заводится
  • Генератор находится под капотом вашего автомобиля и приводится в действие ременной передачей
  • Причин поломки генератора множество, в том числе выработка щеток, неисправность реле зарядки, пробой диодного моста и блокировка подшипников, а также обрыв цепи одного из обмотки

Регулятор напряжения (реле-регулятор) обслуживает:

  • Поддерживать напряжение во встроенной сети машины в необходимых пределах при любых условиях эксплуатации, таких как изменение частоты вращения ротора электрогенератора, скачки электрической нагрузки, изменение температуры окружающей среды
  • Кроме того, он выполняет такие дополнительные функции, как защита элементов генераторной установки от работы в аварийном режиме и от перегрузок, обеспечивает автоматическое включение силовой цепи электрогенератора или обмотки возбуждения в бортовую сеть машины

Проверка генератора

Необходимо проверить автогенератор на ВАЗ 2109, чтобы выяснить причину неисправности:

  • Если при работе появляются посторонние шумы, скорее всего износились подшипники вала генератора
  • Пониженное напряжение на «выходе» генератора — означает износ щеток (см. ВАЗ 2109: замена щеток генератора своими силами) или слабое натяжение приводного ремня
  • Повышение или понижение напряжения на «выходе» может быть следствием неисправности диодного моста электрогенератора

Чтобы выполнить первичную диагностику неисправностей, нужно всего лишь выполнить следующие простые процедуры:

  • Проверяем с помощью вольтметра напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и работающем генераторе напряжение на клеммах аккумуляторной батареи должно колебаться от 13,8 до 14,5 вольт
  • Включаем двигатель и прислоняем ладонь к корпусу генератора для обнаружения вибраций. По мере увеличения износа подшипника вибрация, передающаяся на корпус генератора, будет легко ощущаться, и спутать ее с другой внешней вибрацией просто невозможно
  • Проверяем натяжение ремня генератора: при заглушенном двигателе нажимаем на ремень пальцем — прогиб под действием пальца не должен быть более 1 — 1,5 сантиметра

Перед снятием самого генератора, во избежание лишней и лишней работы, необходимо предварительно своими руками снять реле на корпусе генератора и проверить состояние щеток и особенно реле:

  • Снятие реле не требует снятия генератора с двигателя
  • Реле в генераторе находится сзади, и крепится к нему всего двумя болтами
  • Вам понадобится крестовая отвертка, чтобы открутить их
  • Аккуратно открутите болты, иначе потеряете защиту картера, а вытащить их оттуда будет дополнительной проблемой
  • Чтобы окончательно снять реле, нужно отсоединить провода с разъемом типа «мама»

Особенности проверки

Нужно знать, как правильно контролировать работу генератора на автомобиле, иначе можно столкнуться с тем, что исправная деталь будет полностью выведена из строя. Соблюдая несколько простых правил, вы сможете избежать неожиданных поломок.

  1. Проверка должна производиться мультиметром.
  2. При диагностике состояния клапанов ток должен иметь напряжение не выше 12 В.
  3. При необходимости замены проводов необходимо выбирать провода того же сечения, что и оригинальные.
  4. Перед тем, как приступить к проверке генератора, убедитесь, что все крепления правильно подсоединены и что натяжение ремня правильное (подробнее о натяжителе ремня генератора читайте). При необходимости соединения доводят до рабочего состояния, а ремень подтягивают или ослабляют.

Главное условие, при котором можно проверить генератор в домашних условиях, это поддержание рабочего состояния. Если устройство находится в разобранном состоянии или получило повреждения, препятствующие его работе, диагностика не позволит определить пригодность устройства к дальнейшей работе.



Начало работы

Мультиметр
Для начала теста не требуется специальной подготовки. Вам просто нужно подготовить сам мультиметр. Также неплохо проверить генератор — осмотреть статор генератора, диодный мост, регулятор напряжения и т.д. Это позволяет выявить неисправность на ранней стадии. Кроме того, следует провести внешний осмотр других элементов электроцепи автомобиля. Дальнейшая работа может не потребоваться.

Схема генератора

Итак, проверка включает в себя несколько этапов:

  • Осмотр реле регулятора.
  • Проверка диодного моста.
  • Проверка статора.
  • Проверка ротора.


Как проверить диодный мост на генераторе мультиметром и лампочкой?

Важность диодного моста в генераторе определяется его полезными свойствами при выпрямлении тока. Вы можете убедиться, что диодный мост работает только на установленном генераторе, который можно снять и разобрать, что может занять много времени и сил. Но зная определенные тонкости работы электроприборов, можно узнать, держите ли вы в руках исправный диодный мост или нет? Сегодня мы расскажем вам, как проверить диодный мост генератора, но сначала вы узнаете, для чего он нужен.

Роль диодного моста в генераторе

Как известно из электротехники, существует два вида электрического тока – это переменный и постоянный. Основное их отличие состоит в том, что заряженные частицы в переменном токе движутся в разные стороны, а в постоянном только в одном направлении. Переменный ток имеет хорошие экономические показатели, когда речь идет о передаче на большие расстояния, но многие электроприборы в настоящее время работают только на постоянном токе.

Кроме того, для зарядки автомобильного аккумулятора и работы многих электроприборов необходим постоянный ток, который невозможно получить от генератора. Именно для этих целей в генераторе установлен диодный мост.

Диодный мост выполнен в виде двух металлических пластин, проводящих электрический ток. По всей площади пластин врезаны специальные полупроводниковые элементы — диоды, которые установлены в чередующемся порядке. Суть работы диодов всегда и везде в том, что они пропускают такое количество тока только в одном направлении, тем самым выпрямляя напряжение.

Переменное напряжение на выходе генератора вызывает изменение направления движения электронов. Поэтому для достижения постоянного напряжения необходимо не только блокировать прохождение электронов в «неправильном» направлении, но и перенаправлять их так, чтобы обе фазы переменного тока работали на создание постоянного тока. Эту задачу выполняет диодный мост. За счет переменного тока на выводах фаз попеременно появляется напряжение, что позволяет отличить положительное напряжение от отрицательного. При этом каждый диод на мосту пропускает напряжение только в одном направлении, поэтому к каждому выводу генератора подключено по два диода, разделяющих положительное и отрицательное напряжение. Часто встречаются модели генераторов, выдающие не только положительное напряжение относительно корпуса, но и отрицательное, поэтому к каждому выводу обмотки подключают по три диода. На многих современных машинах диодный мост устроен сложнее, но общий принцип работы неизменен, а аккумулятор выполняет роль конденсатора, гасящего колебания напряжения.

Схема проверки диодного моста

Часто бывает, что диодный мост просто выходит из строя. Это может произойти, если была изменена полярность батареи или произошло короткое замыкание в генераторе. При покупке нового, либо при ремонте старого диодного моста его необходимо проверить перед установкой на автомобиль. Есть два способа сделать это, которые перечислены ниже.

Неисправности

Источников постоянного напряжения, обеспечивающих работу бортовой сети, в автомобиле всего два – аккумулятор и генератор. Поэтому любая неисправность диодного моста обязательно отразится на работе встроенной сети. Если ваш новый аккумулятор быстро «садится», фары тускнеют или стартер плохо заводится в мороз, проблема, скорее всего, в диодном мосту. Если ресивер или CD/USB-плеер начал искажать звук при работающем двигателе, вероятно, проблема кроется в диодном мосту генератора.

Признаки неисправности РН

В автомобилях ВАЗ-2110 регулятор напряжения выходит из строя достаточно редко, но если это произошло, признаками неисправности могут быть:

  • Ошибка подсветки панели управления.
  • Превышает значение напряжения зарядки аккумулятора.
  • Недостаточное напряжение зарядки аккумулятора.

При поломке реле регулятора напряжения ВАЗ-2110 могут перегореть предохранители, отвечающие за сохранность цепи питания панели приборов. Если не загорается подсветка при включении зажигания, есть вероятность, что в этом виноват РН.

То же самое можно предположить, когда стрелка вольтметра, показывающая уровень заряда аккумулятора, отклоняется от своего обычного положения, т.е показывает большее или меньшее напряжение.

1719880.jpg

Реле-регулятор

Реле регулятор от Приоры и ВАЗ 2112

Реле-регулятор поддерживает оптимальное значение напряжения в штатной электрической цепи. Собственно, именно это и не позволяет напряжению повышаться до критических значений. Для выполнения теста запустите двигатель, подключите мультиметр и установите значение «измерение напряжения”.

После этого необходимо измерить мощность встроенной сети непосредственно на клеммах аккумулятора или на контактах самого генератора. Значения должны быть между 14В и 14,2В.

Затем приходится нажимать на педаль газа и снова проводить измерения.

Примечание! Показатели не должны измениться более чем на 0,5 В. В противном случае это будет свидетельствовать о некорректной работе.

Проверка генератора на машине

В первую очередь нужно посмотреть, цел ли ремень генератора. Если он не порван, проверьте натяжение ремня. Затем поверните для батареи. Тестером (мультиметром) измеряем напряжение на клеммах. Оно должно быть в пределах 12-12,7 вольт. Если все в порядке, запустите двигатель. Если аккумулятор разряжен, зарядите его и снова запустите двигатель.

Замеряем напряжение на клеммах аккумулятора (аккумулятора). Оно должно быть в указанных пределах, обычно от 13,2 до 14,5 вольт. Но на современных автомобилях эти пределы могут варьироваться. Если есть инструкция по эксплуатации, то можно прочитать. Отклонение от установленных значений во все стороны является неисправностью. Эти отклонения могут быть трех видов:

  1. Отсутствие зарядного тока — генератор не работает.
  2. Зарядный ток есть, но ниже минимального значения — недостаточный заряд аккумулятора.
  3. Напряжение выше максимального значения — перезаряд батареи.

Все три случая указывают на наличие неисправности в системе электроснабжения автомобиля, необходимо проверить генератор.
Но перед этим произведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, идущих от генератора к аккумулятору. На проводах не должно быть видимых повреждений, обрывов или окислений. Обязательно проверьте клеммы аккумулятора, стартера и генератора. Они должны быть чистыми и сухими. Любое окисление, ржавчина и грязь должны быть очищены. Часто это помогает восстановить потерянную связь и машина начинает работать как положено. Если это не помогло, приступайте к детальной проверке.

Использование мультиметра

Для дальнейшей проверки генератор лучше снять с автомобиля. Первым делом снимаем с генератора реле-регулятор и проверяем его. Для проверки стабилизатора напряжения вам понадобится мультиметр и зарядное устройство с регулируемым напряжением. Вместо зарядного устройства лучше использовать блок питания. Регулировки напряжения от 0 до 16 вольт будет достаточно.

Подсоедините плюс блока питания к регулятору — обычно это штекерное соединение «папа». Минус цепляется за минус, он обычно оказывается на ушке держателя реле. Подключите красный провод тестера к плюсовому проводу блока питания, черный провод к минусовому. Подсоедините два зачищенных провода к щеткам, по одному на каждую. К другим предварительно зачищенным концам подключается лампочка (ее можно снять с задних фонарей автомобиля на время испытания). Тестовый стенд готов.

Прозвонка реле-регулятора

Подключите блок питания к сети, осторожно начните повышать напряжение кнопкой регулятора. При этом следите за мультиметром. Лампочка в самом начале не должна гореть, но по мере роста напряжения она должна гореть, сначала на полунакалении и по мере прибавления яркости яркость должна увеличиваться.
При достижении отметки 14,5 вольт регулятор должен сработать, отсекая напряжение. После этого свет должен погаснуть. Принято считать, что стабилизатор исправен, если он прерывает ток при значениях от 14,2 до 14,8 вольт. Если это происходит на более низких или более высоких скоростях, неисправен регулятор напряжения. А также неисправно реле, если вообще нет отключения питания.

Если реле не работает, замените его новым. Если он правильный, продолжаем тест.

Типы реле – регулятора

Если утрировать, то их всего два типа, но каждый работает по одному принципу, а именно «режет» или увеличивает напряжение нужного индикатора.

  • В сочетании со щеточным блоком. Он обычно крепится к самому генератору, в корпусе, где расположены щетки, также находится реле-регулятор.

реле-ya212A.jpg

  • Отдельный. Обычно монтируется на кузов автомобиля, к нему идут провода от генератора, и только потом к аккумулятору.

odelnii.jpg

Корпуса бывают неразборными и плотными другого типа (часто заполненными герметиками или специальными клеями), то есть не ремонтопригодны. Стоят они, честно говоря, довольно дешево, особенно для наших ВАЗов, поэтому проще купить новый, чем выбирать старый.

Это самые распространенные виды, конечно, раньше они были так называемыми совмещенными с клеммами, но они не прижились, т к устройство не очень практичное, поэтому рассказывать о них не буду.

Если у вас реле «накрылось», идет постоянный заряд, то его стоит поменять, но предварительно нужно убедиться, что именно в нем. Теперь есть только два способа проверки: — не снимая на самой машине, и проверяя уже снятое реле. Давайте изучим оба варианта.

Диодный мост

Диодный мост состоит из шести отдельных диодов: половина из них плюсовые, другая половина минусовые. На мультиметре необходимо выбрать режим «Неразрывность». После этого, как только на тестере замыкаются контакты, раздастся низкий звуковой сигнал. Вы должны проверить в обоих направлениях. Если в обоих случаях слышен скрип, это свидетельствует о пробое диода. Поэтому его необходимо заменить.

Мы называем это диодным мостом

Как проверить диодный мост ВАЗ в домашних условиях?

Для проверки диодного моста не нужно никаких суперзнаний или инструментов, достаточно иметь представление что такое генератор и диодный мост и иметь тестер (мультиметр) или «контроллер» (12 вольт лампочка) «во дворе).

Способ №1 с использованием лампочки

  1. Подсоедините пластину диодным мостом (корпусом) к отрицательному полюсу аккумулятора, при этом пластина должна быть плотно прижата к корпусу генератора.
  2. Затем нужно взять лампочку и подключить один конец к «плюсу» аккумулятора, а другой конец подключить к выводу дополнительных диодов, а затем к «плюсу» клеммы и к точкам подключения обмотка статора.
  3. Лампочка должна быть исправна и не должна загораться ни при каких прикосновениях, если она загорится, то можно смело сделать вывод о поломке диодного моста.

Способ №2 проверка диодного моста на обрыв

  1. Подсоедините пластину контрольной лампы «-» к «+» аккумуляторной батареи.
  2. Возьмите другой конец «контроля» и подключите его к «-» батарейке, далее проверьте по тем же пунктам что описано выше, только в этом случае лампочка должна загореться, если не горит или горит очень слабо — у вас сломался диодный мост.

Способ №3 проверка с использованием тестера (мультиметра)

Этот метод предполагает полное снятие всего диодного моста с генератора. Диоды проверяются индивидуально.

  1. Возьмите тестер, установите его в режим «звонок» (когда при замыкании двух электродов тестера он звонит или пищит, если такой опции нет, установите его в режим 1 кОм).
  2. Подсоедините электроды к обоим концам диода, затем переключите щупы. Хорошим диод считается, если он показывает 400-700 Ом в одну сторону, и бесконечность в другую. Если у вас бесконечность в двух направлениях, диод пробит. Если сопротивление есть, но малое или одинаковое с обеих сторон, диод неисправен и его необходимо заменить.

Для замены диода достаточно иметь рабочий диод и хороший паяльник, ну и навыки, конечно, не помешают. Если не хотите возиться, замените весь диодный мост, это будет быстрее, но дороже.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЫПРЯМИТЕЛЯ

Диодный мост генератора в зависимости от типа может состоять как из 4, так и из 6 диодов, выполняющих функцию преобразования переменного тока в постоянный с заданной частотой пульсаций. Принцип работы устройства основан на методе биполярного выпрямления, который также широко используется в ряде электронных систем.

Помимо трансформации, устройство выполняет роль вентиля, назначение которого — подавать ток только в одном направлении. При исправно функционирующем устройстве ток от генератора поступает в четырнадцатую силовую сеть, но не возвращается к статору. При отказе узла происходит утечка тока, и он проходит в обоих направлениях. Это будет способствовать постоянной нехватке электричества, и системы автомобиля, использующие электричество, не смогут функционировать.

На ВАЗ 2114 устанавливается трехфазный выпрямитель, который имеет следующие преимущества:

  • Преобразует переменный ток в постоянный с наименьшей частотой пульсаций: чем меньше частота, тем стабильнее будут работать электронные системы автомобиля;
  • Может комплектоваться диодами как мостового, так и полумостового типа;
  • Дает возможность установить токовый фильтр — конденсатор.

На рынке представлены выпрямители как от китайских фирм, отличающихся низкой стоимостью и сомнительным качеством, так и от известных брендов, надежность которых проверена многими автовладельцами.

Как видно из отзывов владельцев четырнадцатого, лучше всего зарекомендовали себя устройства от LG. Оптимальным вариантом по соотношению цена-качество является модель LG 0108. Также его можно использовать в качестве диодного моста для генератора ВАЗ 2115.

Какие узлы и детали проверяют с помощью мультиметра

Эта операция предусматривает диагностику электрической части, при этом проверяют следующие детали:

  • проводятся измерения напряжения на выходе генератора;
  • обмотка возбуждения ротора проверяется на отсутствие обрыва, короткого замыкания на корпус;
  • проверить обмотки статора на пробой и обрыв цепи;
  • выполнить обнаружение ошибок по диодному мосту, конденсатору;
  • обнаружены неисправности регулятора напряжения и щеток;

Выполнение каждой из перечисленных операций требует специальных знаний и навыков для выполнения измерений, поэтому каждый контроль следует рассмотреть более подробно.

Как разобрать генератор Ваз 2110: пошаговая инструкция

Чтобы разобрать генератор ВАЗ 2110, выполните следующие действия:

  1. Прежде всего, с помощью отвертки или несмываемого маркера сделайте на корпусе продольную отметку в месте разделения передней и задней крышки. Это дополнительно облегчит установку генератора.
  2. Отжимаем три подпружиненных защелки на пластиковом защитном корпусе выпрямительного блока и снимаем его.
  3. С помощью крестообразной отвертки открутите два винта крепления регулятора напряжения и поднимите его. Затем снимаем клемму подходящего провода с выхода регулятора и аккуратно снимаем регулятор полностью. Щетки крепления электродов заменяются вместе с блоком.
  4. Ключом на 8 откручиваем три болта, которые соединяют блок выпрямителя с кольцевыми выводами обмоток статора. Сами выводы тщательно откладываются в сторону. Обратите внимание на положение прижимной и изоляционной шайб на открученных болтах. Теперь с помощью крестообразной отвертки открутите винт, которым конденсатор шумоподавления крепится к крышке. Отсоедините соответствующие провода. Снимаем сам блок и конденсатор. Торцовым ключом на 10 отвернуть две гайки контактных болтов генератора и вынуть их вместе с пультом и изоляционной втулкой, освободить наконечник конденсатора. Стоит отметить, что износ (или повреждение) щеток является наиболее частой причиной выхода из строя генератора.
  5. Ключом на 8 откручиваем 4 болта, которые стягивают заднюю и переднюю крышки генератора. Раздвигаем их отверткой спереди и снимаем заднюю крышку вместе с обмоткой статора.
  6. Вынимаем статор из крышки, предварительно наметив на ней отметку их взаимного расположения.
  7. Если необходимо заменить передний подшипник, снимите шкив генератора. Для этого торцевым ключом на 22 открутите гайку, крепящую шкив к валу ротора, осторожно удерживайте ее пассатижами или заблокируйте ротор отверткой. Не повредите лопасти крыльчатки, изготовленные из тонкого металла.
  8. Осторожно снимите шкив, шайбы и прокладку.
  9. Возвращаем гайку на вал ротора, закручиваем заподлицо с концом вала якоря. Ударами резинового молотка выбиваем ротор (якорь) из крышки.
  10. Все зависит от степени повреждения деталей. Так:
  11. Прежде всего, с помощью отвертки или несмываемого маркера сделайте на корпусе продольную отметку в месте разделения передней и задней крышки. Это дополнительно облегчит установку генератора.
  12. Отжимаем три подпружиненных защелки на пластиковом защитном корпусе выпрямительного блока и снимаем его.
  13. С помощью крестообразной отвертки открутите два винта крепления регулятора напряжения и поднимите его. Затем снимаем клемму подходящего провода с выхода регулятора и аккуратно снимаем регулятор полностью. Щетки крепления электродов заменяются вместе с блоком.
  14. Ключом на 8 откручиваем три болта, которые соединяют блок выпрямителя с кольцевыми выводами обмоток статора. Сами выводы тщательно откладываются в сторону. Обратите внимание на положение прижимной и изоляционной шайб на открученных болтах. Теперь с помощью крестообразной отвертки открутите винт, которым конденсатор шумоподавления крепится к крышке. Отсоедините соответствующие провода. Снимаем сам блок и конденсатор. Торцовым ключом на 10 отвернуть две гайки контактных болтов генератора и вынуть их вместе с пультом и изоляционной втулкой, освободить наконечник конденсатора. Стоит отметить, что износ (или повреждение) щеток является наиболее частой причиной выхода из строя генератора.
  15. Ключом на 8 откручиваем 4 болта, которые стягивают заднюю и переднюю крышки генератора. Раздвигаем их отверткой спереди и снимаем заднюю крышку вместе с обмоткой статора.
  16. Вынимаем статор из крышки, предварительно наметив на ней отметку их взаимного расположения.
  17. Если необходимо заменить передний подшипник, снимите шкив генератора. Для этого торцевым ключом на 22 открутите гайку, крепящую шкив к валу ротора, осторожно удерживайте ее пассатижами или заблокируйте ротор отверткой. Не повредите лопасти крыльчатки, изготовленные из тонкого металла.
  18. Осторожно снимите шкив, шайбы и прокладку.
  19. Возвращаем гайку на вал ротора, закручиваем заподлицо с концом вала якоря. Ударами резинового молотка выбиваем ротор (якорь) из крышки.

Ротор генератора

Ротор представляет собой стержень из металла с обмоткой возбуждения. Если посмотреть на один из концов, то можно увидеть специальные контактные кольца со скользящими щетками.

Проверка ротора

В первую очередь необходимо снять стержень и провести внешний осмотр обмотки, а также подшипников. В некоторых случаях проблема заключается в повреждении. Если все в порядке, следует продолжить проверку мультиметром.

Прибор должен быть переведен в режим «Измерение сопротивления». Это следует проверять между тормозными кольцами. Это значение не должно быть слишком большим — это свидетельствует о исправности и целостности обмотки.

Примечание! Самостоятельно провести детальную диагностику ротора достаточно сложно, поэтому при подозрении на проблемы следует обратиться в автосервис.

Принцип работы генератора на ВАЗ-2114

Для преобразования одного вида энергии, получаемой от двигателя, в другой, создаваемый генератором, необходимо наличие магнитного поля. А чтобы создать все условия для появления, в генераторе есть два основных и очень важных элемента — ротор и статор.

Ротор и статор для генератора

  • Ротор в генераторе представляет собой подвижный элемент, снабженный стальным сердечником с наконечниками. На этих наконечниках есть специальные катушки для возбуждения, на которые выводится внешний ток.
  • Статор по своей конструкции представляет собой неподвижное по принципу действия кольцо, собранное из отдельных стальных элементов, изолированных от обмотки. Внутри статора находится обмотка из довольно толстого медного провода.

Вышеуказанные элементы генератора собраны внутри металлического корпуса, где вместе с ними находятся подшипники, обеспечивающие правильное вращение ротора, крыльчатки, шкив, диодный мост и регулятор напряжения.

  • Шкив является прямым приводом агрегата, на котором размещен ремень, передающий энергию двигателя.
  • Магазин в генераторе — два, передний и задний. При выходе из строя заднего подшипника его можно легко заменить, чего нельзя сделать с передним, так как он запрессован непосредственно в корпус, а в случае поломки подлежит замене вся часть корпуса генератора.

Корпус устройства имеет две съемные части, переднюю и заднюю, которые фиксируются болтами. Таким же образом осуществляется фиксация статора, только он уже размещен внутри корпуса.

Особенности эксплуатации

Генератор на ВАЗ-2114 – довольно неприхотливое устройство, способное выдерживать большие нагрузки даже в самых тяжелых условиях эксплуатации, если соблюдать все правила эксплуатации.

В процессе эксплуатации необходимо соблюдать следующие основные правила:

Не запускайте генератор, когда клеммы аккумулятора отсоединены

Это связано с тем, что при отсутствии аккумулятора будут постоянные всплески электрической энергии в сети, что может негативно сказаться на состоянии всех устройств и особенно генератора. При проведении сварочных работ на автомобиле следите за тем, чтобы провода были отсоединены не только от аккумулятора, но и от генератора. Обратите внимание на то, чтобы все провода подключались с соблюдением полярности, ведь неправильное подключение проводов, даже на короткое время, может вывести из строя всю систему. Тестирование производительности генератора должно проводиться только в строгом рабочем порядке (примечание ниже) https://www.youtube.com/embed/BwyFINeQeuQ

Зарядка аккумулятора на холостом ходу. Просто о сложном

НАЧИНАЮЩИЕ. Заряжает аккумулятор на холостом ходу

на ходу, или он генерируется только когда машина в движении…

Статор генератора

Статор имеет вид небольшого цилиндра, внутри которого уложена обмотка. Сам статор перед проверкой должен быть отключен от диодного моста. В первую очередь следует внимательно осмотреть статор, а также его отдельные элементы на наличие повреждений. Особое внимание следует обратить на следы возможного обгорания.

Затем можно проверить мультиметром, установив режим «Измерение сопротивления». С его помощью выявляется пробой обмотки. Для этого один контакт следует соединить с корпусом, а другой с выводом обмотки.

Примечание! При этом сопротивление должно быть очень большим, ведь оно стремится к бесконечным значениям. Если показания меньше 50 КОм, это, скорее всего, свидетельствует о неисправности статора и всего генератора.

Проверка статора

Общие советы

Перед началом проверки всегда следует заранее узнать, какая именно генераторная установка стоит на автомобиле. Например, в зависимости от модели машины реле-регулятор может поддерживать разные значения в диапазоне от 13,6-14,2 В. Об этом нужно знать заранее, так как все это в конечном итоге влияет на конечный результат проверки.

В остальном особых сложностей не возникает, поэтому выявить неисправности или другие неполадки, возникающие время от времени с генератором и другими элементами бортовой электроцепи, вполне возможно самостоятельно.

Проверка генератора ваз 2110 мультиметром

Невозможно представить автомобиль ВАЗ 2110 без электроприборов. Освещение, зарядка аккумуляторов, бортовые органы управления, электродвигатели используют электроэнергию, вырабатываемую генератором. Контроль состояния электрооборудования увеличивает срок службы приборов, электропроводки. Статья содержит практические советы по различным способам проверки генератора ВАЗ 2110 мультиметром.

На автомобилях ВАЗ установлены трехфазные синхронные генераторные установки переменного тока, оснащенные диодным выпрямителем, электронным реле-регулятором напряжения. Клиновой ремень передает крутящий момент от шкива двигателя к шкиву электрической машины. На токосъемные кольца с графитовыми щетками, снятые с вывода В+, подается постоянное напряжение возбуждения+.

Основные компоненты устройства:

  • передняя, ​​задняя крышки с подшипниками;
  • статор;
  • ротор;
  • диодный выпрямительный мост;
  • реле управления выходным напряжением;
  • щеткодержатель.

Возможные неисправности

Полная, частичная блокировка подшипников. Симптомы — обрыв ремня, неполная зарядка аккумулятора (определяется по контрольной лампочке на панели приборов, измерительным тестером, зарядным штекером).

Проверено:

  1. визуально при работающем двигателе;
  2. глушим двигатель, снимаем ремень, проворачиваем шкив рукой. Отсутствие свободного, плавного вращения свидетельствует о необходимости ремонта.

Неисправности статора и ротора. Прибор эксплуатируется в агрессивной среде, возможно попадание грязи, едких жидкостей. Происходит разрушение изоляции проводов обмоток, что вызывает межвитковое замыкание на дом.

Признаки — прекращение генерации, тусклый свет ламп, горит индикатор, посторонние звуки в генераторе. Проверяется при снятом генераторе ВАЗ 2110 мультиметром.

Изношены графитовые щетки. Симптомы как в предыдущем разделе. Проверьте, замена производится без снятия оборудования. Занимает 10-15 минут.

Регулятор напряжения не работает. Персонажи:

  • заряд аккумулятора недостаточен, напряжение в сети занижено, лампочки слабоваты;
  • перезаряд батареи, яркий свет, перенапряжение, капание высохшего электролита.

Проверено путем измерения напряжения на клеммах аккумулятора.

Проверка генератора ваз 2110 мультиметром на машине

Для проверки электрических параметров автомобиля необходим комбинированный измерительный прибор, позволяющий установить переключатель:

  • напряжение постоянного тока в пределах 0 — 30 вольт;
  • сопротивление 0 — 5 Ом, 0 — 200 Ом, 0 — 2 МОм.

Пошаговая инструкция диагностики

  1. Установите переключатель в режим измерения постоянного напряжения. Прикоснитесь к положительным клеммам красным щупом.
  2. Измерьте напряжение аккумуляторной батареи при выключенном зажигании. Норма находится в пределах 12,5 – 12,7 вольт.
  3. Запустить двигатель. Холостые качели. Техника и свет выключены. Нормальным считается значение 13,8 – 14,5 вольт.
  4. Включить потребители электроэнергии (ближний свет, противотуманные фары, мультимедийные устройства).

При хорошем оборудовании тестер покажет 13,7 — 14 вольт. Напряжение встроенной сети ниже 13В свидетельствует о неисправности генераторного агрегата. Нажатие педали газа для увеличения оборотов двигателя не должно повышать напряжение более чем на полвольта. Показатель выше 15 вольт свидетельствует о неисправности реле-регулятора.

Распространенные поломки

Неисправности генератора могут быть электрическими или механическими. К ним относятся:

  • потеря работоспособности регулятора напряжения;
  • поломка выпрямительного блока (диодного моста);
  • короткое замыкание обмоток статора;
  • ток короткого замыкания в обмотке ротора;
  • износ подшипников и щеток.

Регулятор напряжения

Назначение этого узла – нормализация напряжения перед его подачей в электрическую цепь автомобиля. Проверить состояние регулятора можно, проверив напряжение, которое он подает на клеммы аккумулятора. Этот показатель зависит от модели и марки автомобиля и колеблется в пределах 13,5-15,5 В. Поэтому следует заранее выяснить, какое напряжение выдает ваш тип регулятора. Сделать это можно, если изучить руководство по эксплуатации станка. Для примера можно взять автомобиль ВАЗ 2107 или 2110, так как у этих автомобилей наиболее характерны неисправности, связанные с интегральной схемой и реле.

Использование мультиметра

Чтобы проверить генератор ВАЗ 2110 мультиметром, нужно перевести прибор в режим вольтметра. Затем нужно подключить щупы к клеммам аккумулятора. Самое главное соблюдать полярность и заглушить двигатель автомобиля. Напряжение в норме колеблется от 12 до 12,8 В. Затем следует повторить процедуру, но уже при работающем двигателе. Показания напряжения должны подняться до 13,5-15,5 В. Меньшее и большее значение напряжения свидетельствует о неисправности генератора.

Проверка генератора без снятия с машины

Мост из диодов выполняет функции своеобразного преобразователя переменного тока. Он состоит из трех отрицательных и трех положительных диодов.

Перед проверкой моста отсоедините все провода, идущие от него и от регулятора напряжения. Вы также должны заранее снять заземляющий анкер с батареи. Сначала проверьте выпрямитель на короткое замыкание. Активируем на мультиметре режим омметра и подключаем красный (плюсовой) щуп к плюсовому контакту диодного моста, а минусовой щуп к поверхности самого корпуса генератора. Если выпрямитель полностью исправен, показания счетчика будут стремиться к бесконечности. В остальных случаях выпрямитель выйдет из строя.

Тестирование статорных и роторных обмоток

Распространенной поломкой автомобильного генератора считается короткое замыкание обмотки. Возникает при слишком интенсивных скачках напряжения, износе щеток и попадании жидкости.

Значит ротор нужно снять и найти на конструкции пару токосъемных колец, которые надо прозвонить. После запуска режима омметра на мультиметре подключаем щупы к этим кольцам. Нормальное сопротивление 2-6 Ом. Если вы получаете большие значения, между контактными кольцами возникла ошибка контакта. Если прибор показывает более низкие значения, произошло межвитковое замыкание.

Стартер имеет несколько обмоток одновременно. Их нужно проверять отдельно. Однако сначала необходимо отсоединить провода, соединяющие диодный мост и провода обмотки.

Далее следует измерить сопротивление между нулем и выводами обмоток. Нормальный показатель не менее 0,3 Ом.

Износ щеток и подшипников

Если вы уже разобрали генератор, желательно проверить состояние щеток. Они могут изнашиваться или ломаться из-за перекоса вала ротора. В случае повреждения щеток их следует заменить новыми.

Внутри автомобильного генератора есть пара подшипников. Один закреплен на валу ротора, другой находится посередине крышки. Звуки и жужжание генератора во время работы двигателя — явный признак износа подшипников. В этом случае корпус генератора может сильно нагреваться. Если вы заметили такие признаки, подшипники лучше сразу заменить, иначе могут возникнуть более серьезные неисправности.

Проверить подшипник можно, если снять ремень с генератора и попробовать провернуть вал рукой. Если вращение детали свободное и легкое, то все в порядке. Если ротор вращается с трудом, не стоит возиться с заменой подшипников.

Как проверить генератор на работоспособность? Самостоятельная проверка и ремонт генератора

Генератор – это типовая электростанция, обеспечивающая энергией все системы двигателя: питание, охлаждение, зажигание, поэтому его выход из строя неизбежно приведет к другим неисправностям. Чтобы не допустить поломки, необходимо систематически проводить ее диагностику, а если проблем избежать не удалось, следует немедленно произвести ремонт.

Источники

  • https://NiceSpb.ru/stanki/kak-prozvonit-generator-vaz-2110-multimetrom.html
  • https://AutoManya.ru/sovety/generator-2107.html
  • https://plastep.ru/kak-proverit-rele-regulyator-generatora-vaz-2110-multimetrom/
  • https://moy-instrument.ru/masteru/kak-proverit-regulyator-napryazheniya-vaz-2110-multimetrom.html
  • https://moto163.ru/tyuning-i-servis/kak-proverit-generator-vaz-2110.html
  • https://LedStrong.ru/remont/kak-proverit-obmotku-generatora.html
  • https://gil-service.ru/dvigatel/proverka-generatora-vaz-2110.html

[свернуть]