Джеттер и педаль-бустер
После установки такого устройства, как правило, автомобиль начинает иначе реагировать на педаль газа, без характерной задержки. Эта немедленная реакция создает иллюзию улучшенной динамики. Понятно, что реального улучшения нет и быть не может, так как гаджет не меняет прошивку «мозгов» движка. Он лишь немного меняет работу педали газа: при одном и том же положении педали газа в двигатель подается больше топлива, а потому машина как бы едет легче и динамичнее. При этом максимальная скорость и интенсивность разгона с нажатой педалью «в пол» не увеличатся ни на йоту. Того же эффекта можно добиться и без джеттеров — достаточно сильнее нажать на педаль. Учтите, что такие системы не наносят никакого ущерба двигателю — но и не приносят никакой пользы.
Установили — посмотрели
При отсутствии должных навыков общения с электрооборудованием современных автомобилей за самостоятельную установку таких устройств лучше не браться. В первую очередь это касается системы Drivenge: нас везли больше двух часов. Jet-cruise KH удалось установить в два раза быстрее.
Водить машину. Носите довольно много. Drivenge представляет собой разветвленную систему с множеством соединений, которые необходимо соединить в кишках под передней панелью. Для установки выноса потребуется просверлить крышку рулевой колонки. Этот элемент управления выглядит несколько неудобно: на него нельзя нажать — это просто место для кнопок! Да и конструкция хрупкая: крепление к пластику иное быть не может. И провода в разъёмах скручены слабо — ненадежно.
Реактивный круиз KH. Гораздо проще установить. Пульт с автономным питанием на двух обычных батарейках можно разместить где угодно в удобном месте — хоть под левую руку, хоть под правую. Сверло требуется только при установке светодиодного индикатора. Вы вообще ничего не сможете просверлить, если пропустите индикатор через подходящую прорезь, что мы и сделали в первых опытах. Ненадолго — сойдет, но вообще как-то недостойно так делать.
Особенности эксплуатации
Тех, кто ездил на автомобилях, оборудованных обычными «круизами», такие изделия, скорее всего, не привлекут — они не очень удобны в использовании, выглядят неуважительно. Но если такие игрушки для кого-то в новинку, они вполне могут прийтись по вкусу.
Не опасно ли ездить с этими устройствами, если они вдруг откажут? Ведь мы вмешались в штатное электрооборудование, разорвав некоторые цепи управления машиной… Проверили — при отключении питания от обеих систем возможность управления автомобилем сохраняется. Поэтому производители обоих устройств не нарушили старый принцип «не навреди.
Водить машину. Буду постоянно нажимать на новый штоковый «рычаг», который тоже «дышит» вместе с кожухом штока.
Реактивный круиз KH. Пульт не имеет подсветки — на темной проселочной дороге приходится манипулировать наощупь. Индикация работает только в момент срабатывания.
Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль
Как проверить неактивную систему
В случае, если круиз-контроль, поставляемый на вашем автомобиле, не работает или работает плохо, первое, что вы должны сделать, это проверить, нет ли в нем проблем. В этом случае необходимо действовать следующим образом:
- Включите зажигание;
- Нажмите кнопку ON на пульте круиз-контроля. После этого загорится индикатор «CRUISE ENGAGED». Если он по каким-то причинам сгорел, на его место необходимо вставить новый, исправный;
- Удерживайте Продолжить, отпустите через три секунды;
- Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, если есть проблемы, свет покажет вам коды обнаруженных неисправностей. А при отсутствии таких же проблем нужно сбросить режим самодиагностики. Это делается таким образом:
- Набрать скорость шестнадцать км/ч;
- Отключите круиз-контроль, нажав клавишу AV;
- Убедитесь, что индикатор больше не мигает.
- Как я могу прочитать коды ошибок, отображаемые индикатором?
Читая коды ошибок, помните следующее:
- Коды разделены длинной паузой;
- Цифры в кодах на два номера разделяются короткой паузой.
Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, за которой следует короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.
Как реагировать на сигналы индикатора, означающие определенные коды ошибок:
Код 01
Здесь следует осмотреть провода, соединяющие панель управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигнала, а также работоспособность датчика тормозного давления системы.
Код 05
В этом случае следует проверить предохранитель, а также провода, соединяющие круиз-контроль с предохранителем.
Код 07
Необходимо проверить выключатель стоп-сигнала, а также датчик, определяющий, нажат ли тормоз системы.
Код 11
Нужно проверить системный переключатель, как и в случае с кодом ошибки 12.
Как вы понимаете, круиз-контроль — крайне полезная вещь, помогающая водителю не сильно уставать в дороге и больше внимания уделять реальной дорожной ситуации. Это особенно полезно на поле. Используйте эту систему, если она у вас есть, она значительно облегчит вам жизнь, тем более, что нет ничего более сложного в использовании.
Нужно проверить системный переключатель, как и в случае с кодом ошибки 12.
Поддерживаем заданную скорость
Всем известно, что круиз-контроль используется для поддержания постоянной скорости. Для водителя это означает, что он может дополнительно немного расслабиться и убрать ногу с педали газа. При этом из соображений безопасности круиз обычно автоматически отключается, как только водитель нажимает на педаль тормоза (или сцепления, если машина на «механике»), кнопку «пауза», при включении селектора АКП перемещается в положение N или при включении ESP/ASR.
Круиз-контроль регулирует дроссельную заслонку и, следовательно, изменение крутящего момента, причем этот процесс происходит электронным способом. При включении круиза в двигатель поступает ровно столько топлива, сколько необходимо для поддержания заданной скорости. При этом датчик постоянно измеряет текущие обороты двигателя, а бортовой компьютер обеспечивает их постоянное хранение.
Это также означает, что круиз выполняет дополнительную задачу – экономит топливо. В отличие от водителя, умная электроника дозирует подачу топлива более целесообразно и равномерно, тем самым снижая расход на 4-7%. Помимо «обычного» круиза, есть еще и адаптивный круиз-контроль (ACC). Водитель может не только регулировать нужную скорость, но и держать небольшую дистанцию до впереди идущего автомобиля. Для этого используются камеры видеонаблюдения и датчики.
Если в поле сканирования появятся препятствия, адаптивный круиз-контроль автоматически начнет торможение. Это обеспечивает соблюдение достаточного минимального, но в то же время безопасного расстояния между машинами.
Будет ли полноценно работать круиз-контроль на МКПП?
Работа круиз-контроля на механике практически ничем не отличается от его функции при установке на автомобиль с автоматической коробкой передач.
Но в этом случае может быть и недостаток: при попытке ехать в гору с включенным круиз-контролем водитель не сможет автоматически переключиться на пониженную передачу.
Из-за этого, если водитель едет на 5 передаче в МКПП, и без дальнейшего нажатия на педаль газа, вряд ли он сможет преодолеть всю горку.
В такой ситуации проявляется и другая функция круиз-контроля – при снижении скорости автомобиля (что бывает при невозможности движения по склону) устройство автоматически отключается на скорости 40 км/ч, поэтому водитель все равно приходится прибегать к механическому управлению педалью газа.
ВАЖНО! Если на блоке круиз-контроля есть кнопка RES, можно сбросить скорость двойным нажатием на нее. При его отсутствии снижения скорости можно добиться нажатием педали акселератора и фиксацией новой скорости с помощью кнопки запуска круиз-контроля.
Ставить или не ставить?
Нет простого ответа. Для любителей гаджетов положительные ощущения от круизов и самолетов наверняка перевесят минусы от высокой цены и неприглядного внешнего вида. К явным минусам можно отнести вмешательство в управляющую электронику автомобиля, что не приветствуется ни гарантией, ни сервисом, ни законом.
Jet-cruise KH нам понравился больше: он дороже, но проще в установке. Да и расположение пульта в салоне можно выбрать по вкусу.
Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем
Прежде чем приступить к установке круиз-контроля, автовладелец должен убедиться в исправности всех технических узлов своего «железного коня», а также установить на автомобиль хорошие шины. Это связано с тем, что при наличии таких неисправностей очень опасно пускать машину на автоматическое управление. Если все в порядке, водитель не будет подвергать себя риску, двигаясь на круиз-контроле.
Что понадобится для установки
Для выполнения работы важно заранее подготовить:
- фигурная отвертка;
- ножницы или шило (главное, чтобы они были очень острыми);
- нож;
- головка ключа;
- гаечный ключ;
- набор саморезов (можно использовать и шурупы);
- кабель для подключения к ускорителю (также может идти в комплекте с устройством);
- универсальный круиз-контроль.
ВАЖНО! Если в вашем автомобиле установлен датчик положения педали акселератора, вам потребуется приобрести для него дополнительный кронштейн, который также потребуется установить самостоятельно.
Процесс установки
В целом вся работа по установке круиз-контроля на механику займет у вас не более часа, но стоит выделить время на проверку его работы, а также устранение неполадок. В целом работа состоит из следующих последовательных действий:
- Выберите место для нового устройства. Часто автолюбители монтируют его рядом с топливным фильтром, что также позволяет подключить круиз-контроль к тормозному шлангу. Можно выбрать для него другое место, главное, чтобы оно было сухим, и к нему можно было свободно подвести тросик от педали газа (при сильных изгибах тросика не получится контролировать скорость).
ВАЖНО! Если нет возможности проложить трос от педали акселератора так, чтобы на нем не было изгибов, можно использовать обычную рыболовную катушку, которая будет свободно изгибаться по ней, не ломая и не повреждая другие механизмы автомобиля.
Подключаем второй тросик к педали газа, но не спешите его резать. Сначала установите кронштейн на датчик положения педали акселератора, а уже потом отмеряйте нужную длину кабеля и отрезайте его. После этого другой конец кабеля можно подключить к блоку круиз-контроля. Для подключения круиз-контроля к автомобилю необходимо сначала найти провода подключения тахометра, к которым необходимо подключить новый блок. Необходимо подключить зеленый провод к проводу тахометра, идущему от блока круиз-контроля. Красный провод блока предназначен для подключения к стоп-сигналам. Установите кнопку включения/выключения круиз-контроля. Для его подключения подсоединяем серый двойной провод. Для полноценной работы кнопки и устройства обязательно протяните массу, которая проходит по черному проводу. Ручка круиз-контроля должна быть установлена на руль автомобиля, для чего ее необходимо снять. Если в вашем автомобиле есть подушки безопасности, их тоже нужно будет на время снять. Устанавливаем ручку на руль и собираем обратно, не забыв про подушки безопасности.
Проверяет работу круиз-контроля. Для этого рекомендуем вам ехать по пустой дороге, где нет движения. Тестовое включение устройства рационально делать на небольшой скорости (но выше 40 км/ч), при этом будучи готовым к необходимости управления педалью газа, если устройство вдруг не сработает.
Компоненты круиз-контроля
Основные компоненты типичной системы круиз-контроля перечислены ниже.
Приводной механизм
Существует несколько способов управления положением дроссельной заслонки. Автомобили, оснащенные системами электропривода, позволяют системе автоматического регулирования скорости работать с тем же приводным механизмом. Для управления заслонкой через электрический кабель может использоваться электродвигатель или вакуумная диафрагма, которая управляется тремя простыми клапанами, это достаточно распространенный способ. Эта техника показана на рисунке.

Рис. «Вакуумная» работа системы автоматического регулирования скорости
Когда скорость необходимо увеличить, клапан «х» открывается, создавая низкое давление на одной стороне диафрагмы со стороны впуска коллектора. Атмосферное давление с другой стороны будет перемещать диафрагму и, следовательно, связанный с ней газовый клапан. Чтобы переместить мембрану на другую сторону, клапан «x» закрывается, а клапан «y» открывается, позволяя атмосферному давлению войти в камеру. Пружина перемещает диафрагму назад. Если оба клапана закрыты, положение газового клапана не меняется. Обычно клапан «x» закрыт, а клапан «y» открыт; Таким образом, в случае неисправности троса управления круиз-контроль останется неактивным, и вакуум в коллекторе не будет нарушен. Клапан «х» обеспечивает дополнительную функцию безопасности и управляется педалью тормоза или сцепления.
Главный выключатель и лампочка предупреждения
Главный выключатель представляет собой простой выключатель, расположенный на приборной панели в пределах легкой досягаемости водителя. Сигнальная лампа может быть частью этого переключателя или частью основного дисплея на приборной панели.
Кнопки выключателей Set и Resume
Эти кнопки устанавливаются либо на руль, либо на ручку, которая отходит от рулевой колонки. Когда переключатели являются частью рулевого колеса, токосъемные кольца необходимы для передачи сигнала. Кнопка «Установить» программирует скорость в памяти и может также использоваться для увеличения скорости автомобиля и значения скорости в памяти. Кнопка «Возобновить» позволяет водителю дать команду транспортному средству двигаться с последней установленной скоростью или временно отключить управление.
Выключатель, связанный с тормозами
Этот переключатель очень важен, потому что торможение было бы опасным, если бы круиз-контроль пытался поддерживать скорость автомобиля. Этот выключатель обычно изготавливается с максимальной надежностью и устанавливается вместо педали тормоза или в дополнение к выключателю стоп-сигнала, активируемому педалью тормоза. Очень важна правильная регулировка этого переключателя.
Выключатель, связанный со сцеплением или автоматической коробкой передач
Этот переключатель монтируется так же, как и переключатель на педали тормоза. Он отключает систему круиз-контроля, чтобы предотвратить увеличение оборотов двигателя при нажатии педали сцепления. Переключатель на автоматической коробке передач позволяет системе круиз-контроля работать только в положении движения. Это необходимо для предотвращения слишком высоких оборотов двигателя, которые могут возникнуть, если круиз-контроль попытается разогнать автомобиль в положении селектора передач «1» или «2». Коробка передач будет переключать передачи, когда автомобиль разгоняется до заданной скорости, если она «знает», что доступна более высокая передача.
Датчик скорости
Датчик спидометра обычно используется как датчик скорости. В противном случае используются несколько типов датчиков — самый распространенный тип создает импульсный сигнал, частота которого пропорциональна скорости автомобиля.
Адаптивная система круиз-контроля
Традиционная система автоматического регулирования скорости теперь достигла высокой степени совершенства. И все же на многих европейских дорогах это не всегда практично, так как скорость общего транспортного потока постоянно меняется, а движение зачастую очень плотное. Во многих случаях водитель вынужден отключить систему круиз-контроля, чтобы ускориться или затормозить.

Рис. Как работает система адаптивного круиз-контроля
Адаптивная система круиз-контроля может автоматически регулировать скорость автомобиля в зависимости от дорожной ситуации. На рисунке показана работа такой системы. Система работает на основе трех основных целей:
- поддерживать заданную водителем скорость
- адаптируйте эту скорость и держите безопасную дистанцию до транспортных средств впереди
- уведомить водителя, если есть риск столкновения

Рис. Блок-схема адаптивной системы круиз-контроля
Основные компоненты базовой и более сложной систем адаптивного круиз-контроля показаны на рисунке. Обратите внимание, что наиболее важными дополнительными компонентами являются датчик движения и датчик угла поворота рулевого колеса; ясно, что первое из них является наиболее важным. Информация об угле поворота рулевого колеса используется для дополнения информации датчика перспективы, обеспечивая большее различие между сигналами опасности и ложными тревогами. Используются два типа «перспективных» датчиков — это радар лидару. Оба содержат модули передатчика и приемника. Радиолокационная система использует микроволновые сигналы на частоте 35 ГГц. Время их отражения дает расстояние до объекта впереди. Лидар использует светодиод для создания инфракрасных световых сигналов, отражения которых обнаруживаются фотодиодом.
Эти два типа датчиков имеют свои преимущества и недостатки. Радарная система невосприимчива к дождю и туману, но лидар может показать большую избирательность, когда дело доходит до распознавания стандартных отражений в задней части впереди идущего автомобиля. Луч радара может давать сильные отражения от мостов, деревьев, знаков и других распространенных придорожных элементов. Надежность показаний радара также может пострадать из-за потери обратного сигнала из-за отражений, полученных от волн разных направлений. В идеальных погодных условиях лидарная система кажется лучшей, но при изменении погоды она становится очень ненадежной. Было обнаружено, что расхождение луча примерно 2,5 дюйма по вертикали и горизонтали является наиболее подходящим независимо от того, какой «перспективный» датчик используется.
Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать, является то, что сигналы от других транспортных средств, оснащенных такой же системой, не должны приводить к ошибочным результатам. Система адаптивного круиз-контроля в основном работает так же, как и обычная система, за исключением, и это существенно, тех случаев, когда сигнал от «перспективного» датчика обнаруживает препятствие — в этом случае скорость автомобиля снижается. Если оптимальный тормозной путь не может быть достигнут только путем реверсирования газа, водитель должен быть предупрежден. Более сложная система также могла бы взять на себя управление коробкой передач и тормозами автомобиля, но, хотя это очень многообещающая идея, она далека от совершенства. Важно отметить, что система адаптивного круиз-контроля предназначена для снижения нагрузки на водителя, но не для полного контроля над автомобилем!
Как правильно пользоваться круиз-контролем?
При обилии подъемов и спусков на дороге — может быть довольно сложно ехать, если есть круиз-контроль. На это может повлиять следующее: крутизна трассы, а также спусков и подъемов по ней, запрограммированная скорость.
Если подняться, машина может затормозить. Если спускаетесь по крутому спуску, торможения двигателем может не хватить, здесь приходится изредка нажимать на педаль тормоза, что наверняка разочарует круиз-контроль.
ВНИМАНИЕ: Никогда не используйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледенелая! В противном случае вы можете стать причиной аварии. Также ни в коем случае нельзя включать его в сложных дорожных условиях, таких как: головокружение, осадки, ночь, туман.
Системы круиз-контроля пока что не стали стандартным оборудованием. Поэтому многие устанавливают их самостоятельно, благо что на рынке есть готовые наборы, состоящие из электронного блока, проводки и органов управления. Насколько удобны в работе устройства, предназначенные для популярных моделей наподобие Соляриса, Дастера и Гранты, и как их подключить в гаражных условиях?
Круиз-контроль своими руками
Круиз контроль своими руками

У водителей, которые часто ездят по трассе, при этом автомобиль не имеет круиза в стандартной комплектации, крайне популярна установка круиз-контроля. Сегодня продаются готовые комплекты для самостоятельной сборки.
На автомобиль с АКПП можно поставить круиз-контроль, а на механику установить круиз-контроль. Основное отличие в том, что на механике после каждого переключения передачи значение скорости сбрасывается и будет необходимо новое зацепление. Важным условием подключения круиз-контроля является также то, что автомобиль должен быть оснащен электронной педалью акселератора.
Комплект круиз-контроля:
- электронное устройство;
- провода;
- органов и органов управления.
Системы обычно не универсальны и рассчитаны на конкретную модель автомобиля для упрощения подключения. Маршрутный блок подключен к сети на борту, органы управления смонтированы в кабине. При наличии определенных навыков можно установить круиз своими руками. Сложность установки будет зависеть от типа системы, функционала и так далее
Пассивный и адаптивный круиз контроль: в чем разница

Пассивный круиз — стандартное «классическое» решение. Основная задача – поддерживать заданную скорость, которую выбрал водитель. При этом система не способна самостоятельно регулировать скорость. Водитель должен затормозить и разогнаться до заданной скорости, после чего система ее поддержит.
Помимо поддержания скорости, адаптивный круиз-контроль следит за другими автомобилями впереди, учитывает рельеф дороги, сбрасывает скорость в поворотах до безопасных значений и т д. В целом система автоматически регулирует скорость с учетом меняющихся условий и соблюдает безопасную дистанцию.
Более того, на некоторых автомобилях круиз-контроль не только адаптивный, но и активный. Это решение уже является своего рода автопилотом начального уровня, так как имеет возможность управления дорожной обстановкой, гибкое изменение скорости, экстренное торможение и так далее
Это возможно благодаря тому, что радар тесно интегрирован в систему, а данные сразу обрабатываются мощным процессорным блоком. Например, адаптивный круиз-контроль «цепляется» за номерной знак впереди идущей машины из-за видеокамеры. Благодаря этому система следует за объектом при его прямолинейном движении (без активного маневрирования и смены полосы движения).
Ориентируясь на впереди идущую машину, круиз-контроль постоянно держит безопасную дистанцию до объекта, притормаживает при снижении скорости впереди идущей машины, увеличивает скорость до заданной при увеличении дистанции до объекта и так далее, система может следовать не за другим автомобилем, а за дорожной разметкой и двигаться в пределах полосы.
Особенности функционирования на МКПП и АКПП
На автомобилях с МКПП и АКПП принцип работы круиз-контроля одинаков, за исключением некоторых моментов. Эти моменты заключаются в количестве функций, выполняемых устройствами. Однако рассмотрим оригинальные компоненты устройства и его принцип работы.
Конструкция простейшего круиз-контроля состоит из сервопривода, который соединен с механизмом управления дроссельной заслонкой. Именно сервопривод отвечает за добавление определенного количества топливной смеси. Усилитель руля представляет собой продукт с отрицательной обратной связью, используемый для управления автомобилем с механической коробкой передач.

Сервопривод круиз-контроля для подачи топлива
Принцип работы агрегата следующий:
- Когда автомобиль движется с постоянной скоростью, педаль газа находится в одном положении.
- Когда круиз-контроль активирован, положение дроссельной заслонки запоминается микропроцессорным модулем.
- Если автомобиль движется вверх, скорость уменьшится, если положение дроссельной заслонки не изменится.
- Чтобы сбалансировать скорость движения автомобиля до заданного значения, микропроцессор подает соответствующую команду на сервопривод, после чего последний корректирует положение заслонки. Это не только увеличит скорость, но и повысит расход топлива.
- Если машина движется под уклон, скорость будет увеличиваться, поэтому для ее выравнивания микропроцессор подаст сигнал сервоприводу на уменьшение подачи топлива. Чтобы сбалансировать скорость автомобиля, система использует торможение двигателем, и расход значительно снижается.
- Чтобы отменить заданную скорость, просто нажмите педаль тормоза.
Для экстренного отключения функции «круиз-контроль» достаточно нажать на педаль «тормоза
Модуль круиз-контроля анализирует полученную информацию, а также сравнивает ее с заданными водителем. На основе обработки информации создается определенный алгоритм автоуправления. Теперь давайте выясним, в чем отличия работы системы круиз-контроля для автомобилей с МКПП и АКПП.
Как работает система на «механике»
При использовании системы круиз-контроля на автомобиле с механической коробкой передач сектор останавливается на ограничителе. Для этого водитель должен переключаться с высокой на низшую передачу. Кроме того, на «механике» водитель должен самостоятельно нажимать на педаль тормоза при возникновении такой необходимости.
На автомобиле с механической коробкой передач при движении в гору и с включенной опцией круиз-контроля водитель должен переключаться на меньшую скорость. Если не переключаться на него при движении по крутому склону, преодолеть препятствие просто не получится. Аналогично ситуации, когда машина едет под горку. Если вы не переключите передачу на пониженную для торможения двигателем, двигатель будет развивать высокие обороты.
Видео: круиз-контроль на Suzuki Grand Vitara с МКПП
Как работает система на «автомате»
На «автомате» при активированной опции круиз-контроля переключаться не нужно, так как за все действия отвечает устройство. Как только автомобиль разовьет нужную скорость, сервопривод зафиксирует положение заслонки. Если на транспортном средстве с автоматической коробкой передач установлена адаптивная система, торможение автомобиля происходит автоматически.
Активный круиз-контроль – что это такое?
Автомобильные компании в настоящее время разрабатывают адаптивный круиз-контроль, который также отслеживает скорость транспортных средств впереди, позволяя им изменять скорость транспортного средства, чтобы поддерживать безопасную дистанцию. И теперь это называется существующим пассивом.
Вот, например, как это работает на автомобиле Mercedes. Вы обгоняете другую машину и у вас включен круиз-контроль. Система с помощью видеокамеры считывает номер впереди идущей машины, и ваша будет следовать за ней сама, пока она не перестроится в другую полосу или полоса не станет похожа на горную змею.
И когда автомобили разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваш автомобиль вернется к заданной вами скорости.
Этот тип можно использовать на скорости от тридцати до двухсот км/ч. Во время работы не отпускайте руль для работы устройства. Есть и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следует разметке полосы движения, а не ищет попутную машину.
Когда автомобиль впереди замедляется, ваш круиз-контроль также подает сигнал снизить скорость. А когда полоса пуста, система сигнализирует, что скорость восстановлена.
Активный круиз-контроль необходим, чтобы помочь водителю облегчить предотвращение несчастных случаев, вызванных его столкновением с впереди идущим автомобилем. В случаях, когда у него слишком мало времени для торможения, он сигнализирует водителю, чтобы он затормозил или свернул в сторону. Ну а более сложные системы могут остановить сам автомобиль.
Системы, оснащенные лазерами, дешевле радаров, но имеют и отрицательную сторону. В непогоду они не замечают препятствий. Кроме того, они вообще не видят грязных машин. Ну а представительские и очень дорогие спорткары оснащены радаром.
Большинство европейцев считают активный круиз-контроль в автомобилях наиболее перспективным: он делает вождение более практичным, а также более безопасным.
Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что от необходимости следить за дорогой он тоже не избавляет.
Если система активна, двигатель работает в наиболее экономичном режиме.
Использование круиз-контроля, управление им
Место для консоли круиз-контроля — либо многофункциональный рычаг, либо центр рулевого колеса, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен как «CRUISE».
Управлять можно с помощью кнопок на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Frisk (опустить), Continue (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Помимо них есть еще педаль тормоза — стоит ее нажать, и система отключается.
Поясним:
- Кнопка Off выключает систему;
- Вкл — включает. При нажатии здесь круиз-контроль будет активен, но для установки нужной скорости нужно сначала нажать на педаль газа, а потом нажать Set, после чего машина поедет с заданной скоростью, и «КРУИЗ ВКЛЮЧЕН» на панели управления загорится»;
- При первом нажатии SetAccel вы «запомните» текущую скорость, при следующем нажатии вы увеличите ее на два км/ч;
- После замедления можно быстро восстановить скорость до «запомненной», нажав Продолжить;
- Чтобы уменьшить его, удерживайте кнопку Coast.
Выключить систему можно двумя способами:
- Нажать на тормоз, а после повторного включения необходимо восстановить нужную скорость;
- Нажмите Off, и запрограммированная скорость останется в памяти круиз-контроля;
Если система включена, вообще не нужно держать ногу на педали газа.
Принцип действия пассивного круиз – контроля
Простейшая система поддержания крейсерской скорости включает следующие основные элементы:
- вакуумный или электропривод для включения газа тросиком;
- электронный блок управления;
- набор датчиков;
- кнопки управления, расположенные на подрулевом переключателе или непосредственно на рулевом колесе.
Примечание. Количество и тип датчиков зависит от конкретной марки автомобиля. Обычно в комплект входят спидометр и концевые выключатели педали тормоза и сцепления.
Контроллер, работающий независимо от основного блока управления двигателем, установлен под приборной панелью. Станция, подключенная к ЭБУ, расположена рядом с дроссельной заслонкой и соединена с ней кабелем. Круиз-контроль на «механике» работает по следующему алгоритму:
- Водитель разгоняет автомобиль до крейсерской скорости, включает автоматическую коробку передач и отпускает педаль газа.
- Контроллер запоминает значение скорости и дает команду приводу открыть дроссельную заслонку на нужный угол.
- При движении в гору датчик фиксирует замедление автомобиля и отправляет информацию на блок управления. ЭБУ заставляет привод больше открывать дроссельную заслонку, подача топлива увеличивается, и автомобиль сохраняет свою первоначальную скорость.
- На спуске картина обратная — дроссель закрывается, когда машина разгоняется качением.
- Если водитель ускоряет или тормозит автомобиль кнопками, демпфер поворачивается приводом на небольшой угол.
На механической коробке передач управление скоростью ограничено диапазоном скоростей одной передачи. Если по какой-либо причине (например, из-за крутого подъема) скорость автомобиля снижается до 30-40 км/ч, система автоматически отключается. Точно так же работает электроника при нажатии сцепления и переключении передач, поэтому водителю приходится постоянно возобновлять работу.

С автоматической коробкой передач круиз-контроль гораздо практичнее. Так как АКПП переключает передачи в зависимости от давления масла в гидротрансформаторе, т.е оборотов двигателя, то переключение происходит в процессе разгона или торможения автомобиля автоматически. Ящики-роботы, оснащенные электроприводом, получают от контроллера запрос на включение следующей передачи.
На автомобилях, оснащенных электронной педалью акселератора, дроссельная заслонка в основном управляется вакуумным или электрическим приводом. После включения режима ЭБУ отключает управление приводным механизмом и поддерживает курсовую скорость.
«Механика» и круиз
Чаще всего этой функцией оснащаются автомобили с АКПП, хотя можно и самостоятельно установить круиз-контроль на механике, если эта опция не предусмотрена производителем автомобиля. В этом случае трансмиссию необходимо заменить самостоятельно.
Специализированная компания также поможет выполнить тюнинг для установки круиза. В некоторых организациях есть готовые к установке универсальные системы. Также разрешается самостоятельно приобретать электрооборудование. В этом случае автовладелец выбирает для своего транспортного средства наиболее комфортный вариант с учетом эргономических особенностей.

Поясним, как работает круиз-контроль на механике, ведь здесь есть определенное отличие от работы на «автомате». При нажатии на педаль сцепления или тормоза происходит автоматическое отключение. Водитель должен переключить коробку передач на желаемую передачу, а затем при необходимости перезапустить круиз-контроль. Также выполняется отключение при выключении зажигания, а также сброс настроек скорости.
Разновидности устройства
Рассматриваются два типа устройств, которые называются пассивными и адаптивными. Первый вариант – это классическая система, которая уже давно используется на автомобилях с разными типами коробок передач. Основной функцией пассивных устройств является поддержание определенной скорости.
Адаптивный вид наиболее интересен и востребован, поэтому рассмотрим каждый вид отдельно.
Пассивный круиз-контроль и его особенности
Пассивный тип круиз-контроля имеет самую простую конструкцию, и такое изделие в основном используется для поддержания определенной скорости во время движения по автомагистралям и автомагистралям. В конструкцию пассивного блока входят следующие конструктивные элементы:
- Блок управления. Основной блок, выполняющий расчеты во время движения автомобиля при активации опции.
- Датчики.
- Газовый привод или сервопривод.
Пакет пассивного круиз-контроля
Устройство работает достаточно просто. Для этого нужно выехать за город на трассу с хорошим покрытием. Не рационально использовать этот вариант, как в городском потоке, так и за городом по дорогам с некачественным дорожным покрытием (при наличии выбоин и других дефектов на дорогах, а также на грунтовке). Как только автомобиль развивает определенную скорость, оптимальную для данного участка, включается круиз-контроль (вручную).
После активации этой опции за скорость движения отвечает микропроцессор, расположенный в блоке управления. Датчики определяют скорость автомобиля, а также положение дроссельной заслонки и передают информацию в модуль управления. При изменении условий движения, это могут быть подъемы и спуски, датчики подают соответствующие сигналы.
Это важно! Датчики не обнаруживают другие типы препятствий, поэтому водителю следует быть осторожным при включенном круиз-контроле.
Как только тип гусеницы меняется путем перемещения вверх или вниз, датчики посылают сигналы на блок управления. Блок анализирует сигналы, после чего отправляет команду сервоприводу, и газовый клапан закрывается или открывается.
Адаптивный круиз-контроль и его особенности
Адаптивный круиз-контроль — это устройства нового поколения. Этот тип устройства используется на современных автомобилях, и предназначен не только для поддержания определенного скоростного режима, но и для учета дорожной ситуации. Учет дорожной обстановки осуществляется с помощью вспомогательных устройств: датчиков, радаров и камер.
Использование адаптивного круиз-контроля позволяет связать автомобиль с впереди идущим автомобилем. Учитывается скорость впереди идущего автомобиля и выдерживается безопасная дистанция, на основании которой блок управления управляет транспортным средством.

Расположение и обзор датчиков адаптивного круиз-контроля
Если впереди идущее транспортное средство меняет скорость, датчики отправляют соответствующие сигналы в ЭБУ. Устройство проанализирует сигналы и примет решение о снижении или увеличении скорости. Если впереди нет транспортного средства, устройство дает сигнал увеличить скорость до необходимого значения, после чего поддерживает ее.
Это интересно! Существуют также системы круиз-контроля, которые могут считывать дорожную разметку. Эта функция позволяет водителю избавиться от необходимости управлять автомобилем.
Адаптивный круиз-контроль называется ACC. Этот тип системы устанавливается на автомобили с завода. Стоимость такой системы довольно высока из-за использования дорогих датчиков, камер и радаров. Также в устройстве используется современный блок управления, способный просчитывать не 2 функции, а несколько десятков. В зависимости от модели устройства водитель может быть предупрежден о предстоящей чрезвычайной ситуации с помощью как визуальных, так и звуковых сигналов.
Также важно отметить, что система адаптивного круиз-контроля работает в паре с антиблокировочной системой ABS и ESP. Если одна из этих систем не работает, включить круиз-контроль будет невозможно. Адаптивный круиз-контроль рекомендуется включать при движении автомобиля с постоянной скоростью за городом.

Отображает адаптивную систему круиз-контроля на бортовом компьютере автомобиля
Если в конструкции автомобиля отсутствует круиз-контроль адаптивного типа, то его установка не имеет оправданного смысла. Хотя эта система более продвинутая и современная, для поездок за город вполне достаточно пассивного устройства.
- https://www.zr.ru/content/articles/911103-kruiz-kontrol-svoimi-rukami/
- https://koreec73.ru/korobka/dinamicheskij-kruiz-kontrol.html
- https://dzen.ru/a/Yxd7eIzDbmbNLDII
- https://nivovod.ru/ekspluatatsiya-i-obsluzhivanie/kruiz-kontrol-v-avto-printsip-raboty-kak-ustanovit/
- https://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistemy-bezopasnosti-i-komforta/kruiz-kontrol/
- http://KrutiMotor.ru/kruiz-kontrol-chto-eto-takoe/
- https://carnovato.ru/cruise-control-na-avtomobile/
- https://autochainik.ru/chto-takoe-kruiz-kontrol.html