Классификация моторных масел: SAE, API, ACEA, ILSAC и ГОСТ

Маркировка моторных масел по SAE

Буквенно-цифровые обозначения на пластиковой упаковке (таре), предназначенной для промышленного продукта, являются маркировкой моторного масла. Такая маркировка раскрывает свойства, класс, качественный состав ГСМ и его вяжущую способность. Моторное масло по маркировке включает информацию о промышленной марке (производителе), присвоенной марке, смазочном материале (типе), принятых в мире классификациях: SAE, API, ACEA, ГОСТ, ILSAC и дополнительную информацию (коды, номер партии, дату выпуска).

При производстве и эксплуатации горюче-смазочных материалов для автотранспорта большое значение имеет вязкость. Плотность состава способствует плавному запуску двигателя и других внутренних элементов. Для качественных характеристик вязкости была разработана международная классификация масел SAE, которая условно разделила их на 11 типов:

  • 6 — зима — 0W-25W (зима);
  • 5 — лето — 20-60.

SAE расшифровывается как вязкость при различных температурах (максимальная, минимальная XY), поэтому в описании продукта на упаковке указано XW-Y. Например, низкотемпературная расшифровка маркировки 5W40 означает, что ГСМ можно использовать при -25℃, а высокотемпературная — до +40, она идеальна для W (зима). Характеристики моторного масла 5W30 указывают на возможность использования вещества при низких температурах -30-25℃ и высоких — +25℃.

Другими словами, продукт двигателя SAE предоставляет полную информацию о вязкости, что особенно ценно при эксплуатации автомобиля в условиях низких температур:

  • 0 Вт–35–30℃
  • 5 Вт — -25-20℃
  • 10 Вт — -25-20℃
  • 15 Вт — -15-20℃
  • 20 Вт — -15-10℃

Классификация SAE также полностью учитывает сезон использования масла, ведь состав горюче-смазочных материалов зимой всегда будет намного гуще, чем летом. Здесь высокотемпературная расшифровка масла по вязкости выглядит так:

  • 30 (+20-25℃)
  • 40 (+35–40℃)
  • 50 (45–50℃)
  • 60 (до +50℃)

Чем меньше цифровой показатель, тем ниже вязкостные характеристики, если он больше, плотность выше. Примером может служить расшифровка моторного масла 10W-30: его можно использовать при температуре от -20-25℃ до +20-25℃.

Маркировка масла по SAE

Маркировка зимних смесей:

0W — полностью работоспособен в условиях до -35 градусов;

5W — полностью работоспособен в условиях до -30 градусов;

10W — полностью работоспособен в условиях до -25 градусов;

15Вт — полностью работоспособен в условиях до -20 градусов;

20Вт — полностью работоспособен в условиях до -15 градусов. 

Как грамотно выбрать машинное масло

Производители автомобилей указывают рекомендуемое моторное масло и его допуски в руководстве по эксплуатации. Возможен выбор масла по тем же критериям, пока сохраняется гарантия. При грамотном подходе к выбору масла свойства неоригинального масла не будут уступать оригинальному, а в некоторых случаях и превосходить его.

Масла следует выбирать по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу двигателя и году выпуска). Рекомендуемые допуски для этих классификаций должны быть указаны в инструкциях.

Рекомендации по выбору моторного масла по вязкости:

  • при пробеге не более 25% от заложенного ресурса (новый двигатель) необходимо заливать моторные масла SAE 10W-40 или 5W-40 вне зависимости от сезона;
  • в технически исправный двигатель (длина 26-74% от заложенного ресурса) рекомендуется заливать моторные масла вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года вне зависимости от сезона — 5W-40;
  • в старый двигатель (длина более 76% заложенного ресурса) необходимо заливать моторные масла вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, и 5W-40, 10W-40 — про зиму, в любое время года — 5W-40.

По классификации API моторные жидкости необходимо выбирать по классу SM или SN для современных бензиновых двигателей, для дизелей не ниже CL-4 PLUS или CJ-4 для автомобилей с экологическими классами ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Как отличить масло по маркировке исходя из химического состава

Масляные следы

Работа автомасла в 90% случаев зависит от качества смазочной основы. Этот показатель напрямую влияет на продолжительность эксплуатации и качество защиты двигателя.

Все современные смазочные материалы делятся на три категории по свойствам базовой смеси. От названия бренда ничего не зависит – большинство компаний выпускают широкий ассортимент продукции, в которой встречаются формулы с разным составом.

Эта разновидность позволяет автолюбителю добиться желаемых результатов без использования дополнительных средств. Например, минералка с индексом 10W40 или 15W40 оптимально подходит для старых двигателей внутреннего сгорания, в основном используемых на классике. При этом высокотехнологичная синтетика с маркировкой 0w20, 0w30 гармонирует с современными двигателями, требующими применения низкотекучих смесей.

Маркировка синтетического масла

К 2023 году такие смазочные материалы будут становиться все более популярными среди автопроизводителей. Синтетические ткани чрезвычайно устойчивы к перепадам температур. Отличается исключительными защитными свойствами.

Технология производства базы маркируется на таре как Fully Synthetic, что указывает на процедуру искусственного производства базовых смазок. Категория содержит 2 подгруппы – это ПАО и эфирные масла.

  1. ПАО считаются наиболее распространенными. Этот тип базы часто используется такими производителями, как VW или Castrol. Типичная вязкость для формулы 5W30 и приблизительные варианты.
  2. Вторая группа – это смеси, образованные путем добавления сложноэфирных спиртов (к употреблению спиртов отношения не имеет). У таких веществ есть важное преимущество — тяжелые молекулы заряжены положительно, а значит, могут притягиваться к металлу.

Вне зависимости от разновидности синтетические смазки показывают повышенную надежность и долговечность.

Маркировка полусинтетического масла

Полусинтетические вещества имеют маркировку полусинтетика. Когда мы видим такое обозначение на таре, то можем с уверенностью сказать, что такой товар перед покупателем.

Ярким представителем полусинтетического типа автомобильного масла является Nissan 10W40. Но сегодня такие смеси чаще всего используются для обслуживания передаточного узла коробки передач, трансмиссии и зубчатых механизмов.

Моторные масла

Когда пользователь выбирает полусинтетику для автомобиля, пользователь идет на компромисс. Смазочные материалы характеризуются средними показателями по всем характеристикам, в том числе и по цене. Однако недостатком такого решения является отсутствие необходимых защитных свойств при критических нагрузках.

Отдельно выделяется технология гидрокрекинга или ГК – эту маркировку можно встретить и на упаковках моторных масел. Этот вид трудно отнести к одной категории. Большинство брендов называют его синтетическим, но отчасти это не так. Технология гидрокрекинга приближает свойства полусинтетики к свойствам 100%-й искусственной жидкости, а основы на самом деле нет.

Маркировка минерального моторного масла

Минеральная вода или минеральное масло редко используются в 2022 году. Эти формулы нацелены на обслуживание силовых агрегатов классических автомобилей. Свойства продукта не позволяют заливать в двигатели новый образ из-за отсутствия смазывающих и защитных свойств – они быстро окисляются, требуют замены при кипячении и оставляют большое количество шламовых отложений.

Преимуществом продукта является минимальная стоимость.

Маркировка моторных масел API

Еще одной общепринятой и широко распространенной характеристикой горюче-смазочных материалов является классификация API, которая является аббревиатурой Американского института нефти, неправительственной научной организации, занимающейся изучением продуктов нефтегазовой промышленности. Представленная система распределяет горюче-смазочные материалы по свойствам и плотности: минеральные масла, полусинтетические (синтетические) и полусинтетические. Маркировка моторного масла API также описывает двигатель с используемым топливом, для которого лучше всего подходит промышленный продукт:

  • С — бензин;
  • С — дизель.

Например, продукт API SJ/CF предназначен для дизельных/бензиновых двигателей. На это указывают первые буквы S и C. Вторые буквы J и F обозначают марку автомобиля. Помимо уточнения информации о типе и марке двигателя, API предоставляет информацию о годе выпуска машины. Классификация принята в США, Японии и рекомендована Ассоциацией европейских автопроизводителей.

Как расшифровать маркировку API

Две латинские буквы дают полное описание горюче-смазочных материалов. API имеет общие характеристики двигателей для бензиновых и дизельных двигателей.

Для бензиновых двигателей расшифровка моторного масла выглядит так:

нет п/с Группа Год выпуска автомобиля (год.) Характеристики производительности
1. СК до 1964 года нормальный
2. SD 1964-68 стандартный
3. ВИДЕТЬ 1969-72 гг нормальный
4. СФ 1973-88 стандартный
5. СГ 1989-94 гг для сложных условий
6. Ш 1995-96 гг сложные условия
7. СЖ 1997-2000 гг сохранение энергии
8. СЛ 2001-03 длительное использование
9. СМ, СР+ 2004 г высокая стойкость к окислению

Эта раздача поможет автовладельцу, если он, например, захочет поменять масло в двигателе. С рекомендациями по классификации API это можно сделать с помощью таблицы. В рекомендациях указано, что замену можно производить только по восходящей линии. При этом горюче-смазочные материалы классом выше в линейке всегда будут иметь присадки от предыдущего. Поэтому не рекомендуется переходить с использования масла (СД) на старой машине на современную (СЛ). Современные композиции способны проявить себя как агрессивные.

ГСМ, рекомендуемые API для дизельных двигателей, в расшифровке выглядят так:

нет п/с Обозначение масла Год разработки автомобиля (год.) Рабочие характеристики
1. ЦБ до 1961 года высокое содержание серы
2. CC до 1983 г подходит для сложных условий
3. CD до 1990 года для турбин
4. СЕ до 1990 года стандартный двигатель
5. CF после 1990 г с турбиной
6. КГ-4 с 1994 года турбина
7. Ч-4 с 1998 года с высокими стандартами токсичности
8. КИ-4 после 2000 г для турбин с EGR
9. КИ-4 плюс с 2000 г завышенные стандарты токсичности

Этикетка моторного масла

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC в расшифровке

Ассоциация автопроизводителей Европы (ACEA) приняла решение использовать собственные обозначения горюче-смазочных материалов, предназначенных для двигателей, с 1991 года. Маркировка моторных масел ACEA идентична стандартам API, но считается более требовательной.

Двигатели бензиновые/дизельные по классификации делятся на «А/В». Цифры рядом с латинскими буквами обозначают класс. Строка требований к маслу увеличивается пропорционально классу. Высокий балл указывает на большой класс. Например, если сравнивать ACEA A5/B5 и API SM/CI-4, первые ГСМ считаются более предпочтительными по всем параметрам.

ISLAC — это классификация, принятая организациями в США и Японии. По своим требованиям к моторным маслам он идентичен API. Такое же разделение по назначению (типам двигателей). Кроме того, в классификацию включены элементы для современных экологически чистых автомобилей, особенно японских автомобилей с турбодизелем.

ГОСТы 17479.1-2015, 17479.1-85 и 17479.2-2015 рекомендованы для автомобилей в России и странах СНГ для автомобилей отечественного и иностранного производства. Классификация учитывает свойства моторного масла, его вязкость и характерные свойства двигателей, для которых предназначено топливо. В точной расшифровке маркировка ГОСТ означает класс и двигатель. Промышленный продукт – масло (М). Вязкость описывается цифрой рядом с ней (М-6), а дополнительные обозначения (В2) указывают, для какого двигателя ее можно использовать. В этом случае В2 подходит для дизеля с низким наддувом.

Классификация моторных масел по ACEA

Указанные критерии состоят из 3 основных типов + 12 классов. Характеристики моторных масел ASEA:

  • А (бензиновые) и В (легкие дизельные) — микроавтобусы, микроавтобусы, легковые автомобили — А1/В1-12, А3/В3-12, А3/В4-12, А5/В5-12;
  • С (бензин, дизель) — С1-12, С2-12, С3-12, С4-12 (газовый катализатор);
  • Е (дизель) — Е4-12, Е6-12, Е7-12, Е9-12 (грузовые).

ACEA указывает год выпуска автомобиля.

Маркировка ACEA

Классификация моторных масел ГОСТ

Применяемые стандарты качества моторных масел по ГОСТу учитывают вязкость, эксплуатационные характеристики и время года. Используются буквы, цифры, отмечается многогранность композиций.

Классификация моторных масел ГОСТ включает следующие классы:

  1. Требования к вязкости:
  • Все сезоны — 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16.
  • Лето — 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Зима — 3, 4, 5, 6.

Увеличение цифрового показателя вверх указывает на увеличение вязкости. Бук «з» добавляется в зимние моторные масла».

  1. Используемые области:
  • Разделение на 6 групп с буквенной маркировкой «А, В, С, D, Е».
  • Индексация: «1», «2», с разделением ГСМ по назначению двигателя (бензиновый, дизельный). Если цифры не указаны, состав универсальный.

Маркировка по ГОСТ применяется в Российской Федерации, ряде стран СНГ, Европы и Азии.

Классификация моторных масел ILSAC

Рекомендуется для японских и американских автомобилей. Характеристики масла по этой классификации складываются из 5 классов горюче-смазочных материалов: ГФ-1, 2, 3, 4 и 5, которые считаются универсальными и предназначены для круглогодичного использования, в том числе в тяжелых условиях. Несмотря на высокую цену, любой тип моторного масла, описываемый классификацией, считается энергосберегающим, и выглядит следующим образом:

  • GF-1 (идентично API SH и SAE): 0W-XX; 5В-Х; 10W-ХХ; с Х (вязкость) от 30 до 60.
  • GF-2 (аналогично API SJ и SAE): 0W-20 и 5W-20.
  • GF-3 (идентично API SL).
  • ГФ-4 (эквивалент СМ).
  • ГФ-5 (равно СН).

Горюче-смазочные материалы, предназначенные для дизельных турбин, маркируются маркировкой JASO DX-1. Смазка моторным маслом полностью экологически безопасна для окружающей среды.

Зависимость вязкости масла от температур

Как ни странно, от его вязкости зависит не только возможность использования масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а следовательно, и периодичность замены. С чем это связано? Читай дальше.

Присадки, повышающие вязкость, обеспечивают необходимую вязкость масла. Они представляют собой длинные синтетические цепи с разным поверхностным натяжением с обеих сторон. Чем ниже температура, тем больше они сворачиваются в «шарик» и придают маслу необходимую текучесть при отрицательных температурах.

В описаниях моторных масел часто пишут: «Облегчает запуск двигателя при низких температурах». Это та самая способность вязких добавок сворачиваться в «шарик».

Как изменяется вязкость масла при повышении температуры? При этом «шарики» загустителей, наоборот, разворачиваются в цепочки и произвольно ориентируются во всем объеме масла, придавая высокую вязкость при высоких температурах.

Длина цепочек вискозиметрических присадок зависит от вязкости масла: чем больше интервал между зимними и летними параметрами, тем длиннее цепочка. Также, если сравнить длину масляной цепи 5w-30 и 5w-40, то она будет во много раз больше (не в процентах, а в несколько раз).

Чем длиннее цепь, тем на меньшее количество складываний и раскладываний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепи начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и подлежит замене. Именно от длины этой цепи в основном зависит интервал замены масла.

Конечно, большое влияние на частоту замены масла оказывают и другие пакеты присадок. Но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас рассматривать не будем.

Помните самое главное: чем больше интервал между параметрами вязкости зимнего и летнего масла, тем короче интервал замены масла. И наоборот.

Возьмем наглядный пример. Совсем недавно у некоторых дилеров при гарантийном обслуживании заливали в автомобили масло 5w-50 на 15000 км, аргументируя это тем, что это крутое, современное масло, сделанное для спортивных режимов.

Да, это очень крутое современное масло, и сделано оно специально для спортивных режимов. Но он не рассчитан на 15 000 км. Менять надо через пять, ну максимум — через шесть тысяч километров, потому что вискомуфта длинная, и вскоре после этих 5-6 тысяч км она начнет разрушаться. Имейте это в виду.

Что лежит в химической основе масла 10W 30

Химический состав этой моторной жидкости может иметь различный химический состав, поэтому стоит остановиться на каждом из видов отдельно.

a1ee4cd8-89d2-4df9-98c6-053655891a8f.jpg

Минеральное масло

В его основе натуральные нефтепродукты, прошедшие тщательную техническую обработку. Его нельзя использовать длительное время, и в этом его существенный недостаток. Под воздействием даже незначительного перегрева комплектующие теряют свои качества и свойства, а подкапотное пространство начинает выделять отходы.

Дело в том, что основу минерального масла составляют такие ингредиенты, как фосфор и сера, испаряясь с выхлопными газами, они в значительной степени загрязняют окружающий мир химическими элементами. Такие негативные факторы повлияли на ценовую политику, поэтому на автомобильном рынке минеральная вода стоит недорого.

Полусинтетическое масло

Химическая основа этого продукта содержит 70%! натуральных компонентов и всего 30%! искусственные ингредиенты, представляющие собой различные добавки для промывки деталей и очистки рабочего места от грязи и нагара. Полусинтетическая моторная жидкость мало чем отличается от минерального масла. Здесь по-прежнему появляются натуральные нефтепродукты, но это масло стоит на порядок выше и используется чаще.

Синтетическое моторное масло

Этот масляный состав 10w 30 – та самая мечта для современного автомобиля и его водителя. Первым преимуществом является то, что он не выделяет вредных примесей в атмосферу после тренировки и соответствует всем экологическим требованиям. Еще одно преимущество в том, что ему не страшны ни перегрузки двигателя, ни резкие перепады температур.

Третий положительный момент заключается в том, что масло не окисляется и не образует нагара и нагара, более того, оно способно очищать двигатель от остатков предыдущих некачественных моторных смесей. Этот продукт обеспечивает круглосуточную защиту моторного отсека, защищает его от износа. Стоимость намного выше, чем у первых двух вариантов масла, но оно того стоит, и если вы заинтересованы в продлении срока службы вашего двигателя, вы предпочтете его другим жидкостям.

Расшифровка моторного масла (полезная информация)

На каждой таре моторного масла указаны общепризнанные допуски и стандарты. Есть простые способы понять качество смазки.

Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов

Возьмем в качестве примера спецификацию API. Здесь есть два общих правила:

  • С.

Первый был сделан для бензиновых смазок, второй для дизельных двигателей. Зачастую их можно найти одновременно, и SN/CF будут более качественными, чем те же SL/CG. Суть во второй букве индекса. Дополнительный символ указывает на качество смазки и в зависимости от класса берется из стандартного алфавита.

Аналогичным образом используется и другая популярная спецификация ACEA. Из противоположностей здесь качество смеси определяется использованием числа, а не буквы. Чем выше число, тем более современным стандартам соответствует смесь.

Маркировка моторных масел в России

Отечественный ГОСТ разделяет смазки по своему принципу. Здесь каждая буква или цифра в коде обозначает определенный параметр. Например, смазку М 63/10В можно взять где:

  • М — моторное масло;
  • 63 — индекс низкотемпературной вязкости;
  • 10 высокотемпературный предел текучести;
  • B — подходит для бензиновых двигателей со средним наддувом.

Моторное масло 10w30 – поведение в различных условиях

Если вы уложитесь в средний температурный диапазон, независимо от базового состава (минералка или синтетика) параметры останутся в норме.

Это значит, что при запуске вы не разрядите аккумулятор, а на жаркой горной дороге не будет масляного голодания. Но в предельных условиях некоторые масла работают на пределе.

Кратко рассмотрим виды базовых фундаментов:

  1. Минеральная вода — получена из нефтяного сырья, методом классической очистки. Это ректификационная возгонка (дистилляция) для отделения тяжелых фракций. Сильно зависящие от температуры, заводские настройки остаются в пределах допуска только в середине диапазона. 37747c35-5d54-474c-affd-67c0b34e3f95.jpg
  2. Полусинтетика это смесь минеральной и 100%! синтетические основы для расширения температурного диапазона и при этом сохраняют привлекательную цену. Хороший компромисс для экономичных водителей.
  3. Основа гидрокрекинга относится к категории синтетических веществ (по нормам того же SAE), но с точки зрения производства это минеральная вода высшей степени очистки. Просто температурный диапазон таких масел не отличается от синтетических, а вот срок службы намного ниже.
  4. Полностью синтетический – это основа, полученная путем синтеза (обычно из природного газа). 100% синтетика со всеми вытекающими: дороговизной, запрограммированным широким диапазоном температур и долгим сроком службы.

Свойства масла 10W30 зависят от сырья, из которого изготовлен продукт. Поэтому, если вы планируете работать на границе температурного диапазона, рекомендуется брать не менее полусинтетики 10W30, а если позволяют средства, гидрокрекинговые (HC) или полностью синтетические.

e49ae55e-983a-4d10-9124-65fbae2c3f14.jpg

Для средней полосы России с приоритетом прохладного лета вполне подойдет минеральная основа, если это не противоречит инструкции к вашему автомобилю.

Класс вязкости 

Вязкость является одним из доминирующих свойств, влияющих на работу смазочного материала. Все моторные масла по классификации, принятой SAE, делятся на: всесезонные, зимние и летние. В последнее время универсальное масло вытеснило сезонные аналоги, ведь его использование избавляет автолюбителя от львиной доли работы по регулярной замене масла.

  • Обозначение всесезонных масел – 2 цифры: первая – индекс вязкости при отрицательных температурах, вторая – при высоких температурах. Например SAE20-W40;
  • Летние масла имеют наиболее вязкую консистенцию, SAE обозначается цифрой (SAE 15);
  • Зима с более низким индексом вязкости маркируется буквой W (зима — зима), например SAE 10W.

В мороз лучше работают жидкие масла, они экономят топливо и защищают двигатель от замерзания. Летом приветствуются вязкие смеси. 

Что мы видим на этикетке

При покупке моторного масла важно внимательно изучить информацию на упаковке.


Здесь доступна следующая информация:

  1. Спецификация API и ACEA, по которой можно предварительно определить качество продукта и его применимость. Важно убедиться, что требования производителя к классу соответствуют тому, что заявляет производитель.
  2. Технологические свойства. Производитель часто указывает, что масло изготовлено с учетом современных технологий и соблюдения действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
  3. Допуски (одобрения) для производителей. Некоторые производители рекомендуют использовать определенные виды смазок. Например, может быть указано, что товар соответствует стандартам Peugeot, Opel, BMW и других марок.
  4. Название продукта и химический состав. Здесь нужно смотреть на тип масла, например синтетическое, минеральное или полусинтетическое. В противном случае эти данные не имеют большого значения.
  5. Штрих-код. С его помощью легко оценить, в какой стране произведен продукт, убедиться в его оригинальности и получить дополнительную информацию.
  6. Область применения. Производитель должен указать транспорт, для которого предназначено данное изделие. Например, для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
  7. Номер партии и дата производства. Это также помогает сделать выбор, когда возникают трудности.
  8. Псевдомаркировка. Многие производители используют различные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. Однако практического применения они не имеют.
  9. Специальные категории.
  10. Индикация вязкости. Считается важнейшим параметром, по которому можно судить о возможности использования моторного масла в определенный сезон и применительно к определенному модельному ряду. Важно следить за тем, чтобы указанный класс соответствовал запросам производителя.

В совокупности вышеперечисленные характеристики позволяют принять решение о покупке смазочных материалов и, как следствие, избежать негативных последствий для двигателя.

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах моторные масла маркируются по SAE (Society of Automotive Engineers) по вязкости, соответствующей принятой в России классификации. По классификации SAE масла делятся на:

  • Зимние маловязкие масла обеспечивают холодный пуск при отрицательных температурах; но при высоких температурах не обеспечивает надежной смазки двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах имеют вязкость зимних масел, а при высоких — вязкость летних масел.

Зимние масла обозначаются буквой W (от слова winter — зима). SAE делит моторные масла на 10 классов, различающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения для зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, для летних масел – 20, 30, 40 и 50. Чем меньше число, обозначающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой работает масло, т.е смазывает трущиеся поверхности, свободно стекает по ним. Чем выше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя стабильную масляную пленку между трющимися деталями.

Особенности инфографики моторного масла
Особенности инфографики моторного масла

Класс вязкости всесезонного масла обозначается через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница между первой и второй цифрой в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Также существует принятая во многих странах классификация API (American Petroleum Institute), связывающая эксплуатационные характеристики масел с условиями работы двигателя. Условия использования масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный),
  • второй (A, B, C, D, E, F, G, H) — уровень производительности моторного масла.

Также ужесточаются сроки использования масла по увеличению порядкового номера буквы алфавита. Масла класса SA и CA предназначены для нефорсированных двигателей конструкции до 70-х годов, работающих при малых нагрузках. А масла классов SH и CD предназначены для мощных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели производства с 1989 года).

Инфографика Топ-10 покупаемых моторных масел в России
Инфографика Топ-10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение на этикетке моторного масла для обеих систем.

Тенденция такова, что большинство масел обычно производятся для любых погодных условий. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, но последние характерны только для моторных масел для легковых автомобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла

  • минеральное (полученное из нефтепродуктов),
  • синтетический,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь первых двух).

Такое деление вполне оправдано, так как минеральные и синтетические масла различаются по вязкостно-температурным характеристикам, а значит, по сфере применения и, что немаловажно, по цене. Следует отметить, что все виды присадок играют важную роль, и в первую очередь влияют на свойства масла, а также на цену.

Основные свойства и параметры моторных масел

Как было сказано выше, каждый производитель держит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои уникальные пакеты присадок. Но основной параметр вязкости необходимо указывать при маркировке моторного масла.

Вязкость моторного масла

При выборе подходящего состава необходимо в первую очередь обращать внимание на индекс вязкости масла. От этого напрямую зависит, насколько детали будут повреждены в процессе эксплуатации:

  • Высокая вязкость. Слишком высокая вязкость означает, что двигатель с трудом запускается при низких температурах окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть «масляное голодание», так как масляный состав не попадет на трущиеся детали сразу после запуска двигателя;
  • Низкая вязкость. Также это может привести к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.

Дополнительные присадки

Каждое моторное масло, которое можно найти в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющий его эксплуатационные характеристики. В зависимости от состояния двигателя, его склонности к износу, а также других параметров автовладелец может выбрать необходимое ему масло. Некоторые из функций, добавленных с пакетами присадок:

  • Дополнительная защита от износа;
  • Сводит к минимуму вероятность попадания стружки и различных посторонних веществ в двигатель;
  • Устойчивость к коррозии;
  • Наличие дополнительных антиоксидантных свойств;
  • Дополнительные «очищающие» добавки.

Этот список далеко не полный. На упаковке каждого моторного масла указаны основные преимущества, которые подчеркивает производительность.

Сертификация и допуски автопроизводителей

Международные классификации горюче-смазочных материалов API и ACEA имеют схожие требования, ориентируясь на качество моторных масел, входящие присадки и вязкость. Соблюдение стандартов качества необходимо для улучшения эксплуатационных функций двигателя машины, для воздействия на степень износа элементов конструкции. Распределение ГСМ по категориям позволяет автовладельцу выбрать наиболее подходящий товар для конкретной марки автомобиля.

Поэтому автомобильные бренды приняли развитую систему, позволяющую моторным маслам, рекомендованным для постоянного использования, идеально подходить для конкретного типа двигателя. Популярные марки автомобилей: BMW, VW, GM, Ford, Renaul, Mercedes-Benz, Fiat, Porsche требуют одобрения (разрешения) на заливку двигателя маслом. На упаковках (тарах) ГСМ рядом с основной маркировкой указаны все свойства, рекомендации, есть деление на классы (разрешенная эксплуатация). Знание обозначений допусков помогает водителю быстро определиться с покупкой.

Допуски концерна VAG для легковых автомобилей

Рекомендуемые производителем допуски включают:

  • VW 500.00 (энергосбережение)
  • SAE — масла 5W-30, 10W-30, 5W 40, 10W-40
  • VW 501.01 и 502.00 (универсальные, рекомендованы для бензиновых двигателей и турбин)
  • VW 503.00 (идентично SAE 0W-30, бензиновый двигатель)
  • VW 504.00 (автомобиль с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором)
  • VW 505.00 (двигатель TDI, топливо — дизель, рекомендации: Volkswagen, Audi, Skoda до 2000 г.в.)
  • VW 505.01 (двигатель PDE, с насосом, оборудованным форсункой)
  • VW 506.00 (энергосберегающий, 0W-30 — двигатели V6 TDI и TDI после 2002 г., с пробегом 50 000 км)
  • VW 506.01 (PD-TDI турбо, насос-форсунка, увеличенный интервал замены)

Допуски для легковых автомобилей Mercedes — Benz

Масло для автомобиля от автофирмы представлено следующими допусками:

  • MB 229.1 (дизель, бензин, автомобили с 1997 г.в.)
  • MB 229.31 (идентичен SAE 0W и 5W, добавки — сера, фосфор)
  • MB 229.5 (бензин, дизель; экономия энергии)

Допуски моторного масла BMW

Известная автомобильная марка при расшифровке масла указывает дату производства автомобиля сразу с маркировкой. Наиболее рекомендуемое автомобильное масло – 5W40. Производитель автомобиля соблюдает следующие допуски масла:

  • Longlife-98 (идентичен ACEA A3/B3)
  • Longlife-01 (автоматы с 2001г.)
  • Longlife-04 (автомобили с современными двигателями)

Перечисленные типы имеют увеличенный интервал замены.

Допуски моторных масел для Renault

Они были представлены концерном в середине 2000-х годов. Основной упор в допусках касался вязкости моторного масла. Показатели были:

  • RN0700 (идентичен ACEA A3/B4, ACEA A5/B5, машины с 2007 г.в.)
  • RN0710 (соответствует ACEA A3/B4)
  • RN 0720 (эквивалент ACEA C3)

Допуск RN 0720 разработан для автомобилей с дизельным двигателем (последнего поколения) с сажевым фильтром.

Допуск для автомобилей Ford

Группа предлагает для собственных моделей следующие допуски по горюче-смазочным материалам:

  • WSS-M2C913-A (обозначается SAE 5W-30, а также ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98)
  • M2C913-B (копии ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98, двигатель — дизельный, бензиновый)
  • WSS-M2C913-D (дизель, автомобили с 2012 г., кроме выпуска 2000-2006 гг.; Ford Ka TDCi до 2009 г.)
  • WSS-M2C934-A (дизель, двигатель DPF, сажевые фильтры)
  • Ford WSS-M2C948-B (идентичен ACEA C2, двигатель — бензин, дизель + катализатор)

Также используется допуск Long Life, указывающий на увеличенный интервал замены. Для большинства автомобилей автомобильная марка рекомендует масло 5W20.

Сезонные вариации моторных масел

Зачем нужно маркировать моторные масла

Распределение жидкостей по классам крайне необходимо из-за разницы в силовых установках. Дело в том, что каждый двигатель отличается индивидуальными конструктивными особенностями. Определенный двигатель внутреннего сгорания должен работать с подходящей жидкостью.

При несоблюдении правила двигатель быстро выйдет из строя, что спровоцирует необходимость ремонта.

Видео

Сезонность моторных масел

Для качественной эксплуатации автомобиля горюче-смазочные материалы принято делить на виды моторных масел по сезонам. К ним относятся вещества, изготовленные на основе синтетических веществ (результат искусственного производства), натуральных продуктов (минералов) или их комбинации (полусинтетика). Не забывайте, что каждое моторное масло имеет свой срок годности.

Синтетические вещества занимают самый высокий уровень среди других видов моторных масел. Они устойчивы к высоким температурам, а также подходят для эксплуатации транспортных средств в условиях низких атмосферных условий. Они производятся на основе углеводородного сырья с его глубокой переработкой. Хорошая вязкость способствует тому, что двигатель легко заводится и увеличивается ресурс. Продается по высокой цене.

Минеральное масло производится на основе перегонки и глубокой очистки нефти. ГСМ характеризуются достаточными смазывающими свойствами, хорошей растворимостью присадок, что облегчает трение внутреннего механизма при любых температурных режимах. Рекомендуется выбирать этот тип для своего автомобиля по вязкости, так как на морозе оно может загустевать или окисляться, а при закипании в жару оставлять осадок (шлак) на двигателе. Цена продукта является разумной.

Полусинтетическое масло производится на минеральной основе с добавлением синтетических присадок. Такой смешанный состав обладает хорошими смазывающими свойствами при сохранении низкой цены. Специалисты рекомендуют использовать синтетику для двигателей с большим пробегом.

Вне зависимости от основы моторного масла учитывают 2 основных параметра, которые указывают на классификацию – тип двигателя и вязкость (густота) при высоких и низких температурах. Более всего на автомобильном рынке востребованы универсальные составы, которые можно использовать как при высоких летних температурах, так и зимой (например, марка 10W-40)

Зимние

Эта категория предназначена для эксплуатации машин при минусовых температурах. Здесь большое значение имеет вязкость масла. ГСМ на зиму по SAE: 0, 5, 10, 15, 20 с обозначением W. Благодаря наличию в маркировке буквы W можно сразу определить, что промышленный продукт пригоден для эксплуатации в условиях низких температур. Зимнее масло не рекомендуется заливать в двигатели в жаркую погоду (давление не потребуется). Считается сезонным.

Летние

Они отличаются высокой вязкостью и хорошо смазывают элементы конструкции двигателя и другие детали. Его нельзя использовать при температуре ниже 0, так как он становится густым и запустить двигатель будет крайне сложно. Расшифровка моторного масла, предназначенного для лета: 20-60 единиц, с разрешением 10. Основные типы применяемых марок SAE: от 20 до 60. Чем выше показатель, тем гуще масло.

Всепогодный универсальный

Сюда входят универсальные масла, которые подходят для заливки двигателя как летом, так и зимой. Главным преимуществом промышленного изделия является возможность работы при разных температурах, что особенно ценно в регионах с нестабильными климатическими условиями. Всесезонными (синтетическими) считаются такие марки по SAE: 0W-30 и 40, 5W-30 и 40, 10W-30 и 40, 15W-40, SAE 20W-40.

Расшифровка масла 5W40 следующая: цифра №1 указывает на класс вязкости и минимально допустимую температуру, при которой будет запускаться двигатель (в данном случае по SAE -25℃), а верхний порог +40℃. Изготовленные на основе синтетических веществ, универсальные масла пользуются наибольшим спросом у автомобилистов, даже несмотря на стоимость.

Моторное масло в двигателе

Источники

  • https://ProAvtoMaster.com/ekspluatatsiya/klassifikatsiya-motornyh-masel
  • https://bycars.ru/journal/markirovka-motornih-masel_-znachenie-i-rasshifrovka_2241
  • https://AutoVogdenie.ru/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel-indeks-vyazkosti.html
  • https://rus-avtomir.ru/remont/rasshifrovka-markirovki-masel
  • https://nivovod.ru/zapchasti/markirovka-motornyh-masel-i-rasshifrovka-oboznacheniy-5w-40-7/
  • https://AutoTopik.ru/masla/rasshifrovka-oboznachenija-cifr-i-bukv.html
  • https://remont-inomarki.ru/markirovka-motornogo-masla
  • https://okeydrive.ru/markirovka-motornyx-masel/
  • https://MasloHelp.ru/klassifikatsiya-masel/

[свернуть]