Официальный ответ: через сколько километров надо менять масло в двигателе автомобиля
Важнейшим контролирующим органом под капотом автомобиля является масляный щуп. Именно по нему следим за соблюдением главного правила – уровень маслянистой жидкости должен держаться между отметками Min и Max. По нему тоже можно заметить такую тенденцию: в процессе эксплуатации смазка темнеет. Происходит это из-за загрязнения продуктами сгорания топлива. Поэтому смазывающая эмульсия не вечна, через определенный срок ее необходимо менять.
Заводская рекомендация
В классическом варианте руководство по эксплуатации прописывает пробег, после которого следует менять масло в двигателе автомобиля. Обычно это число колеблется в пределах 13 000-15 000 км. Следует отметить, что значение выбрано для идеальных условий воздействия нагрузок:
- Очистите двигатель.
- Средний оборот.
- Работа без перегрева.
Этот режим достигается при средней скорости не менее 50 км/ч, что обеспечивается при движении по проселочным дорогам на дальние расстояния.

Стоит ли отступать от требований производителя
В большинстве случаев да. Вот список серьезных проблем со смазкой двигателя, которые требуют более частого планового обслуживания:
- велоспорт по горным дорогам.
- Движение в пыльных местах.
- Частая буксировка прицепа.
- повышенная влажность в помещении.
- Сильные морозы и постоянные перепады температур.
По этим причинам подготовка автомобиля к дальней поездке предполагает комплектацию аксессуарами маслобака.
Когда необходима замена
Чтобы узнать, когда менять моторное масло, необходимо заглянуть в руководство по двигателю. Обычно указывает периодичность замены моторного масла. При утере инструкции к силовому агрегату опытные механики рекомендуют замену каждые 8 или 10 000 км пробега.

При пробеге менее 10 000 км в год замена масла производится один раз в год. Так как смазке есть где устареть. Любое масло имеет срок годности, и он составляет не более одного года.
Многие спрашивают, а если вы залили некачественную смазку, как часто нужно менять такое моторное масло. Также смотрите пробег здесь. Условия замены масла, в случае заливки неоригинальной смазки или аналога от оригинала, сокращаются вдвое.
Так, если по регламенту замена прописана каждые 15 000 км пробега, то ответ на вопрос, через сколько км менять некачественное залитое масло, будет 8 000 км.
Обратите внимание на следующее! Опытные механики рекомендуют менять смазку каждые 10 000 км, вне зависимости от регламента и залитой смазки. Так как в отечественных тяжелых условиях эксплуатации ресурс моторного масла следует считать всего десятью тысячами километров. Это условие обязательно для всех регионов России.
Интервал замены определяется количеством израсходованного автомобилем бензина. Этот способ не считается самым популярным. Хотя его часто используют опытные механики для своих автомобилей. Для расчета возьмем формулу: Пробег (км) = (244,38 х ТБН х Вм х Вдв) / (Л100 х Плс).
Значение для замены букв:
- Vm — объем масла в литрах при замене;
- Vдв — объем силового агрегата по паспорту в кубических сантиметрах;
- L100 – израсходованное топливо в литрах, деленное на 100 км;
- Pls — мощность силового агрегата по перевалу в лошадях;
- TBN — это щелочное число смазочного материала.
Самый популярный способ – замена масла по календарю и пробегу.
Чем грозит нарушение сроков замены масла?
Моторное масло, выработавшее свой ресурс, разжижается, теряет антикоррозийные и моющие свойства, перестает правильно отводить тепло, накапливает продукты сгорания топлива и уже не может выполнять свои функции.
Практика регулярного нарушения сроков замены масла приводит к:
- повышенное трение и коррозия деталей двигателя
- Образование отложений и закупорка масляных каналов
- Перегрев силового агрегата
- Поверните шатунные подшипники
- Загибание или разрушение клапана, утечка газа в камеру сгорания
- Износ вала и подшипников турбокомпрессора, а также других элементов двигателя

Вязкость отработанного моторного масла падает настолько, что масляная пленка теряет целостность. Смазочная жидкость не справляется с нейтрализацией нагара и кислотных соединений, образующихся при сгорании топлива. Это приводит к резкому повышению температуры отдельных деталей двигателя, вплоть до оплавления взаимодействующих элементов.
При замене масла с «задержкой» в 1 или 2 тыс км негативных последствий, скорее всего, не будет. Однако «задержка» на 4-5 тыс км грозит нежелательными явлениями.
Нельзя эксплуатировать автомобиль со сгоревшим или загустевшим маслом, так как это подвергнет двигатель повышенному износу.
От чего зависит периодичность замены масла

Все производители транспортных средств в инструкциях подробно указывают, как часто следует менять моторное масло. Однако часто эти данные не соответствуют действительности. Как правило, в документах указан пробег, который колеблется в пределах 10-15 тыс км, все зависит от марки автомобиля. В реальной жизни на производительность влияет большое количество различных факторов:
- Вид топлива и его качество (бензин, газ, дизель).
- Рабочий объем силового агрегата.
- Тип используемой смазки.
- Марка используемого масла (полусинтетика, синтетика, минеральное).
- Структура смазки в двигателе.
- Общий пробег.
- Метод замены.
- Качество используемого масла.
- Условия эксплуатации автомобиля.
- Ошибок по машине нет.
В этом списке нет рекомендаций производителя, потому что для него замена масла через определенные промежутки времени – это просто пиар-ход.
- Размер и тип двигателя.
Мощный мотор легко выдерживает большие нагрузки и сложные условия работы. При этом смазка не портится и не стоит вопрос о том, как часто нужно менять масло в двигателе автомобиля. Автомобиль с мощным двигателем может двигаться со скоростью 120 км/ч, не испытывая значительных перегрузок.
Автомобили с низким расходом топлива оснащаются коробкой передач, имеющей низкое передаточное число, что позволяет ездить на низких оборотах и оборотах двигателя. Но в сложных ситуациях двигатели небольших автомобилей получают более сильную нагрузку, чем мощные двигатели. При увеличении нагрузки больше нагревается поршневая система и увеличивается количество газов в картере, а это приводит к повышению температуры моторного масла.
Наибольшие трудности испытывают малолитражки с форсированным двигателем объемом 1,2 литра. Турбокомпрессор также увеличивает эту нагрузку.
Следовать ли заводским рекомендациям?
Некоторые владельцы, которые ездят исключительно по городу с выносливостью, достойной лучшего использования, следуют рекомендациям производителя. Говорят менять каждые 15 тысяч километров — значит, именно так и надо делать. Интервал замены масла рекомендован производителем высокотехнологичных продуктов. Она может видеть!
Специалисты настоятельно рекомендуют значительно сократить пробег, особенно если местом обитания автомобиля является мегаполис. Судите сами. Один и тот же пробег может существенно отличаться в часах. Стокилометровый участок по трассе автомобиль проезжает за час, но в городской толпе, пытаясь преодолеть такое же расстояние, может молотить долгие часы.
В свое время специалисты приводили следующие наглядные данные, объясняя необходимость сокращения межсервисного интервала замены масла для автомобилей, проводящих большую часть времени в больших городах. Обычно средний житель каменных джунглей проезжает около тридцати километров в день, при этом скорость редко превышает 50 км/ч, а время в пути измеряется часами. Очевидно, что за одно и то же время по трассе можно преодолеть несколько сотен километров, поэтому логичнее учитывать не пробег, а моточасы — в таких условиях масло не выдержит предусмотренных 15 тысяч километров в соответствии с правилами компании. При средней скорости 50 км/ч расстояние до тех же 15 тысяч километров будет соответствовать 300 часам работы двигателя.
Не забывайте о комфортном режиме работы устройства. Каждому водителю известно, что при плавном движении по трассе на скорости 100-120 км/ч двигатель совершенно не нагружается, а обдув картера достаточный. Правда, следует учитывать и передаточные числа в коробке передач и передаточное число главной передачи — некоторые модели с «короткими» номерами могут изнашиваться на повышенных скоростях. А теперь вспомните пробки в летнюю жару…
Использовать в качестве главного критерия расхода масла химические характеристики самого масла — его щелочное число и пакет присадок
Щелочное число (BN) или TBN (Total Base Number) — это мера запаса щелочности масла, обычно определяемая для моторных масел, используемых в картерных системах. Картер – совокупность кислот, которые образуются в моторном масле при сгорании топлива и попадают туда при прорыве продуктов сгорания. Щелочь предотвращает слишком быстрое окисление, т.е сжигание моторного масла. Окисление является одним из основных индикаторов деградации масла (наряду с истощением присадок и загрязнением масла). В процессе работы двигателя щелочное число масла по понятным причинам постепенно снижается. Следовательно, от степени снижения базового показателя напрямую зависит, как часто нужно менять масло. Важно количество гидроксида калия в масле через определенное количество часов. Или наоборот, в зависимости от того, насколько быстро увеличивается количество оксидов. В новом масле высоким щелочным числом считается от 9 мг КОН/г и выше и в первую очередь требуется для дизельных двигателей. Для бензиновых двигателей среднее значение составляет 7-8 мг КОН/г.

Базовое число моторного масла
Во всех предыдущих версиях при расчете учитывались физические параметры: время, расстояние или работа. Напротив, четвертый метод расчета принимает химические компоненты в качестве основного параметра. Как ни крути, а речь идет об автохимии и химические параметры должны быть в приоритете. С другой стороны, если рассматривать срок службы масла, правильнее исходить из представления, в первую очередь, из свойств самого масла. О сроках замены масла можно судить по скорости деградации. Конечно, в чистом виде это очень сложная задача, потому что нужно учитывать множество переменных.
Например, истощение присадок, характеристики базового масла (минеральное, гидрокрекинговое, ПАО или сложные эфиры, соотношение типов масла в полусинтетическом, первичном или регенерированном и т д.), скорость снижения щелочного числа, изменение вязкости и скорость загрязнения моторного масла.
Мы не будем подробно разбирать все составляющие, иначе и без того немаленькая статья превратится в книгу. Раздел, посвященный основному номеру, был использован, чтобы прояснить масштабы проблемы. Чтобы понять всю сложность таких расчетов, были придуманы стандарты масел. В таблице вы можете увидеть разницу в сроке службы масел в зависимости от их классификации.
| Классификация | Часы |
| ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 | 250 |
| API СМ/СН | 350 |
| VDS, ACEA E3 | 400 |
| ВДС-2 | 600 |
Таблица «Срок службы моторного масла в зависимости от спецификаций»
Внимательный читатель наверняка спросит нас, а где же Longlife? И, конечно, мы должны ответить внимательному читателю переведенной цитатой BMW:
«Использование масел Longlife-04 в бензиновых двигателях разрешено только в европейских странах (ЕС плюс Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн). За пределами этого региона его использование запрещено из-за зачастую сомнительного качества топлива».
Официальный документ: Масла, одобренные BMW Longlife-04. То есть масла с расчетом на увеличенные интервалы для российских условий не подходят!
Разберемся в типах автомобильных масел
Как было сказано выше, сегодня выбор представлен в широком ассортименте. Когда дело доходит до качества и технологии производства, тоже есть огромная разница. Некоторые до сих пор производятся по советским методикам, а некоторые достигли таких успехов, что их можно сравнить со сложностью современной электроники.
Но главное отличие заключается в основе – минеральной, полусинтетической или полностью синтетической (которая также отличается принципом производства и составом). Также они отличаются количеством и разнообразием различных добавок для улучшения технических свойств.
Полусинтетика
Начнем обзор видов масел с полусинтетики, так как минеральное масло для автомобилей практически не встречается и уже не используется. Этот тип полностью вытеснен полусинтетическими техническими жидкостями, в которых используется повышенное количество полезных присадок. По цене такие масла несколько дороже минеральных, но по техническим свойствам значительно превосходят минеральные масла, которые быстро теряют свои свойства, а присадок в них остается еще меньше. При правильном подходе срок службы в пределах 10-15 тысяч километров для них вполне реален. Но тяжелые условия эксплуатации значительно снижают этот показатель.
Синтетические гидрокрекинговые автомасла
Это следующий шаг в развитии автомобильных масел, и считается лучше, чем полусинтетические масла, но новый производственный процесс позволил добиться повышенной стабильности вязкости, а присадки сохраняются в составе намного дольше. Такие базы часто рекомендуются автопроизводителями как оригинальные. При идеальных условиях эксплуатации автомобиля без замены можно пройти до 30 000 км пробега. В реальных условиях это недостижимая цифра, так как данная серия относится к малозольным и существенно зависит от двигателя и качества топлива.
Но по сравнению с полусинтетикой масла этой категории значительно превосходят по качеству на пробеге в 15 000 километров. В процессе эксплуатации выделяется меньше вредных продуктов, а способность к очистке двигателя выше.
Но это особенность современных масел этой серии, в составе часто присутствуют ПАО и эфиры. Главной положительной особенностью «малозольной» серии является небольшое количество присадок, снижающих количество вредных продуктов разложения. Это значительно продлевает срок службы каталитического нейтрализатора, но может сказаться на сроке службы самого двигателя.
Синтетика на основе полиальфаолефиноф
Это самые популярные масла в последние годы, в основном используемые для профессиональных гоночных автомобилей. Такие масла намного дороже, но оно того стоит, производители добились феноменальной стабильности вязкости в самых экстремальных условиях. Такое масло способно сохранять свою вязкость до -60 градусов по Цельсию без специальных присадок. А уровень загрязнения двигателя при затухании практически минимален.
Но не без ложки дегтя, это специализированный продукт, не получивший распространения, а также имеющий свои недостатки.
В этом случае трудно предсказать время использования масла, так как оно было сделано для использования в экстремальных условиях. Но само масло очень устойчиво к деградации и может служить очень долго. В отличие от его специализированных присадок и влияния некачественного топлива. Использовать этот вариант или нет — решение только за вами.
Эстеровые масла
Этот тип продукта имеет основу на основе сложных диэфиров и сложных полиэфиров. Это признанный этап развития производства автомобильных масел, зарекомендовавший себя на высоком уровне в ходе испытаний. Основания на основе сложных эфиров обладают высокой степенью очистки двигателя. Стоит отметить, что большинство продуктов с надписью на коробке о том, что это эфирное масло, на самом деле не являются маслом на основе гидрокрекинга со смесью других масел.
Есть мнение, что этот тип масла чистый спорт, а срок службы намного ниже, чем у других — это заблуждение. Это связано с тем, что многие виды масел продаются с уменьшенным количеством присадок, а само масло благодаря своим высоким техническим характеристикам получило широкое распространение в гоночной сфере (где природный ресурс жидкости вырабатывается значительно быстрее).
Эфирные масла обладают прекрасным свойством – отлично отмывают двигатель от грязи после длительного использования более дешевых вариантов, а качественная основа требует гораздо меньше присадок для качественной работы. Так. Не стоит делать скидку или тратить лишние деньги каждые 5000 километров.
А если мотор новый?
Даже если у вас свежий или полностью исправный двигатель, смазка все равно будет стареть естественным путем с ухудшением свойств – окисление сделает свое дело, а присадки и моющие средства со временем потеряют свою эффективность. И масло постепенно накапливает в себе большое количество различной «грязи» — цвет темнеет из-за продуктов износа, вымытых грязью, нагаром. При этом вязкостно-температурные характеристики начинают отклоняться от свежего масла, и, разумеется, не в лучшую сторону. В особо запущенных случаях результатом увеличенного интервала замены масла может быть загрязнение каналов в масляной системе продуктами износа и отложениями. Снижение прокачиваемости смазки в свою очередь приведет к масляному голоданию и снижению ресурса агрегата.
Последствия несвоевременной замены масла в двигателе

Рассмотрим последствия, возникающие, если вовремя не поменять смазку, и их причины.
- Возникновение осадка.
Нагар возникает из-за того, что химические присадки разрушаются, а смазка загрязняется продуктами сгорания в картере. В результате: силовой агрегат становится менее мощным, выхлоп становится токсичным и черным.
- Значительный износ поршневой системы и других элементов.
Такая ситуация возникает из-за того, что смазка не справляется со своей задачей, потому что изменились химические свойства присадок.
- Структура смазки стала более вязкой.
Это связано с тем, что качество добавок меняется. Например, они окисляются, нарушается полимеризация, а затем ухудшается циркуляция и ускоряется износ элементов двигателя. Также масляное «голодание» силового агрегата приводит к проблемам с запуском в холодный период, иногда возникают заклинивания.
Типы автомасел
Ассортимент смазочных материалов в торговых точках достаточно широк. Есть продукты, практически не отличающиеся от минеральной воды, применявшейся в СССР. Есть моторные масла, которые содержат множество современных присадок.
Необходимо понимать, что любая смазка состоит из базовой жидкости и набора присадок. Основной жидкостью может быть минеральная вода, полусинтетика, синтетика. Как часто следует менять масло? Это зависит от происхождения расходного материала.
Полусинтетические масла («Эссо Ультрон 2000»)
Чистая минеральная вода сегодня практически не продается. На смену ей пришли полусинтетические расходники, которые содержали больше элементов-наполнителей. Эти смазки приходится менять довольно часто, они загрязняют ДВС, быстро растворяются присадки. В любом случае, полусинтетика может прослужить стандартный интервал, если не ездить на машине в жестком режиме. Когда нужно переходить на полусинтетику? Лучше всего это делать раз в восемь тысяч километров.
Гидрокрекинговая синтетика («Мобил 1 Нью Лайф» 0w40)
Многие путают гидрокрекинговые синтетические смазки с полусинтетикой. Синтетические ткани обладают более высокими техническими свойствами, чем полусинтетические ткани. Высококачественная базовая жидкость позволяет поддерживать постоянную консистенцию в любых условиях. Большинство производителей автомобилей заливают синтетический материал в двигатели своих автомобилей на заводе. При необходимости синтетическое автомобильное масло может прослужить тридцать тысяч километров. Однако лучше соблюдать интервалы замены.

Полиальфаолефиновая синтетика («Ликви Моли Синтойл Хай Тек» 5w40)
Эти масла были очень популярны в прошлом, их часто заливали в спортивные автомобили. Они плавучие, могут выполнять свою задачу даже при минус шестидесяти градусах. Отходов практически нет, продукты распада достаточно чистые. Поршневые кольца не закоксовываются.
Этих смазок нет в продаже. Их стоимость намного выше, чем у синтетических нефтепродуктов гидрокрекинга. Смазочная пленка полиальфаолефиновой синтетики не очень стойкая.

Как часто следует менять этот тип масла? Основная жидкость и наборы присадок этого автомасла довольно медленно теряют свои свойства. Он способен работать более четырехсот часов.
Эстеровые автомасла («Мотул V300»)
Эти нефтепродукты мало выкипают, хорошо смазывают детали ДВС. Смазочная пленка у них стабильная, основная жидкость хорошо промывает силовой агрегат. Эфирные масла очень дорогие.
У них гораздо больший ресурс до замены, чем у других нефтепродуктов (в теории), но из-за особенностей эксплуатации и существования многих смазок с малым пакетом присадок водители считают, что расходники на эфире не способны отработать даже обычные десять тысяч километров.
Полигликолевые нефтепродукты («Крун Ойл Пол Тек» 10w40)
Полигликолевые расходные материалы на сегодняшний день считаются самыми современными моторными маслами. Они растворяют даже продукты своего распада. Присадки полигликолевых масел долго не меняют своих свойств, не повреждают резиновые элементы.
Определять интервал между заменами автомасла по расходу топлива
Это самый интересный и почему-то наименее известный вариант. И расход масла, и расход топлива, по сути, являются производными от одних и тех же факторов. И то, и другое больше всего коррелирует с объемом проделанной работы. И это логично.
Задача моторного масла (моторное масло, моторное масло) — максимально предотвратить износ двигателя. Амортизация, как правило, в основном зависит от объема выполненных работ. А расстояние и время на работу — это только составляющие самой работы. И только по этой причине они подходят для измерения времени деградации масла. А расход топлива более точно отражает работу, выполняемую устройством, чем предыдущие параметры. Потому что поступающий бензин (газ, дизель, спирт) как раз и отдает. Никому не нужно объяснять, что 100 моточасов при 2000 об/мин — это далеко не то же самое, что 100 моточасов при 6000 об/мин. Движение автомобиля массой 2 т на расстояние 1000 км отличается от движения однотонного автомобиля на то же расстояние. Сопутствующий климат-контроль (кондиционер, другая электроника), системные ошибки, все это увеличивает как выполняемую работу, так и нагрузку на двигатель. И расход топлива. И, конечно же, сокращает срок службы моторных масел. Все логично и даже почти все понятно..кроме самого главного. Как считать-то? Сколько топлива нужно израсходовать перед следующей заменой масла? А как узнать общий расход топлива? Считать все заправки и заправки, записывать на стикеры и расклеивать их по всему салону? Некоторые делают. Некоторые расплачиваются картой и после подсчета расхода за определенный период (месяц-два) экстраполируют данные на более длительный период. Некоторые передают эту работу на аутсорсинг. Некоторые счетчики моточасов фактически подсчитывают расход топлива, а затем автоматически конвертируют его в условные часы. Это самый простой и практичный способ.
Если по каким-то причинам вы хотите сделать перерасчет самостоятельно, но сэкономить время, вы можете взять за правило, что расход масла в современных бензиновых двигателях составляет ок. 0,2% от расхода топлива. Турбодвигателям требуется значительно больше смазки, дизельным двигателям еще больше, а роторным двигателям больше, чем даже дизельным двигателям. Для более точного расчета можно воспользоваться калькуляторами расхода топлива из интернета. Название одного из них настолько впечатляет, что мы решили дать это название полностью — «Эмпирический калькулятор для расчета периодичности замены масла на основе фактического расхода топлива». Если заменить калькулятор на электронно-вычислительное устройство, масло на смазку для двигателя, а топливо на топливо для двигателя внутреннего сгорания, то название калькулятора станет таким длинным и страшным, что люди станут бояться считать и будут поверьте им на слово.
Вам нужно указать три параметра:
- Рекомендуемый производителем автомобиля пробег до замены масла
- Заявленный производителем расход топлива на 100 км
- Реальный расход топлива на 100 км
и вы получите интервал замены моторного масла.
Водители, не боящиеся формул, могут воспользоваться одной из формул расчета интервала замены масла в двигателе, например, формулой Кублина.
формула кубелина:
Пробег (км) = (244,38 x TBN x Vm x Veng) / (L100 x Pls)
Vm = количество литров масла при замене;
Vdv = объем шагового двигателя в кубических сантиметрах;
L100 = расход топлива в л/100 км;
Pls = паспортная мощность двигателя в лошадиных силах;
TBN = базовое число масла.
Он содержит ключевой показатель для расчета расхода топлива, но последним элементом является базовое число масла. И это подводит нас к методу № 4
Каждый автомобилист сталкивается со сложностью выбора «того самого» моторного масла. Напоминаем основные правила его выбора и использования.
Когда действительно пора менять масло
Отталкиваться в определении интервала между заменой масла от моточасов
Самый универсальный метод, который многие специалисты считают самым точным. Суть его сводится к тому, что поскольку двигатель работает по времени, а не по расстоянию, логичнее рассчитывать сроки замены масла исходя из моточасов.
Если рассматривать периодичность замены масла как в первом пункте, то получается, что для автомобилей, передвигающихся в городском режиме и для автомобилей в холодных районах, требующих длительного прогрева, ни о каких 15 тыс км не может быть и речи. А корректировки, сделанные производителями, даже не отражают реального состояния.
Если инструкция к автомобилю предписывает менять масло не реже, чем каждые 15 000 км, это соответствует 300 моточасам при средней скорости 50 км/ч. Если принять это значение за ориентир, то даже при меньшей средней скорости можно менять масло через те же 300 часов, даже если пробег уменьшится.
Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе легкового автомобиля составляет от 200 до 400 часов при различных режимах эксплуатации, за исключением максимальной нагрузки, в том числе при движении с максимальной скоростью и на максимальной скорости, в зависимости от типа автомобильного масла (минеральное вода, синтетические или полусинтетические, масла ПАО (полиальфаолефиновые масла), эфиры или масла гидрокрекинга (HC, HVI, VHVI), полностью из первичного сырья или с добавлением регенерированного (восстановленного из отходов) Для сравнения, 300 часов в загородный режим движения, где фактическая средняя скорость 70 км/т составляет 21 тыс км Автопроизводители и производители моторных масел делают поправку на прогрев и пробки и заявляют 12-15 тыс км, но средняя скорость в городах цикл не превышает 25 км. А эксперименты в США и Италии, проведенные авторитетными автомобильными журналами (Quattroruote (Кватроротте) и Automobile Magazine (Автомобильный журнал)) говорят о средней скорости до 20 км/ч. 300 часов под с равные условия всего 6 тыс км, а не 15.
Получается, что и для городских жителей, и для водителей северных регионов России, то есть для большинства жителей нашей страны, необходимо рассчитывать точно по моточасам. Если, конечно, считать, что мы бережем свою машину.
А теперь попробуем выяснить, действительно ли он подходит большинству российских водителей, как на этом настаивают сторонники такого метода расчета времени замены моторного масла?
Для кого вообще актуально рассчитывать интервал по времени работы двигателя?
Допустим, вы находитесь посередине и используете летнее масло около 8 месяцев, а зимнее автомобильное масло около 4 месяцев. При этом ездить исключительно по пробкам на работу и с работы. Что происходит в этом случае?
Если вы уложитесь в два пути за 3 часа, вам не нужно будет считать ни моточасы, ни, впрочем, и километраж. Вы заправляете зимнее масло только один раз в год и летнее масло два раза в год. В любом случае вы окажетесь в пределах диапазона эффективности масла. Даже если подсчитать, что в жаркое время года масло в двигателе будет оптимально менять по часам не через 4 месяца, а через 5 месяцев и неделю, что вы выиграете? Ведь через 3 месяца после этого вы перейдете на зимнее моторное масло.
Если в среднем вы не проводите за рулем более полутора-двух часов в день, то меняйте масло 2 раза в год, меняйте с зимы на лето. Тот же вопрос возникает, когда мы говорим о длительных разминках. Все зависит от того, о какой продолжительности идет речь? Если вы вынуждены прогревать машину по часу два раза в день, то это одно, если по полчаса раз в день, то на конечный результат разница не повлияет. Еще разумнее ориентироваться в календаре для автомобилей, которые условно называют «автомобилями выходного дня» и для тех, чья машина является только транспортом для поездок на дачу.
Как видим, круг значительно сузился.
Если вы ездите в холодном климате и большую часть года вам приходится долго прогревать машину и попадать в час пик, или вы живете в Москве или Санкт-Петербурге и даже летом проводите по 5 часов в пробках ежедневно, или вы экспедитор, таксист, доставка еды.., конечно другой момент для вас. Или ваш регион Краснодарский край и вы не хотите переходить на зимнее масло.
В остальных случаях не забывайте, что определение моточасов расчетное, то есть по определению неточное и не самое простое. Поэтому многие водители отказались от этого метода расчета, даже признав все преимущества. Так что не стоит переоценивать.
Для тех, кто решил выбрать этот вариант, счетчик моточасов поможет определить момент, когда нужно менять моторное масло. Эти устройства могут сделать вашу жизнь проще. Они могут быть электронными или электромеханическими. Может активироваться вибрацией или зажиганием. Некоторые из них также выполняют функцию тахометра. В дорогих автомобилях такие датчики часто устанавливаются сразу производителями. Интересно, что не все счетчики часов считают фактические часы, но мы вернемся к этому позже, поэтому не будем забегать вперед. Выбор ваш.
Вот если бы был способ, сочетающий достоинства первых двух и относительно простой в расчетах… Тогда, мол, такой способ есть. Теоретически он лишен недостатков двух предыдущих. Пойдем к нему.
Реальные цифры или через какой пробег машины менять масло в двигателе на самом деле
В последнее время все чаще говорят о вреде такого режима, как движение в пробках. При такой эксплуатации эмульсия в картере быстро портится. Это происходит в результате контакта состава с несгоревшим топливом и картерными газами.
Добавим сюда отсутствие должного охлаждения емкости и получим оптимальные условия для окисления смазки. Явление нежелательное и непосредственно вызывает процесс старения. Кроме того, на малых скоростях ухудшаются условия смазки ЦПГ. А это значит, что все продукты износа вскоре окажутся в районе картера.
Общие рекомендации специалистов

За весь период использования масло проходит несколько состояний. Они удобно сгруппированы в три группы. Исходя из этого, удобно отметить, сколько времени требуется на замену масла в двигателе для сохранения его заводского ресурса в смешанной эксплуатации город/трасса:
- Чистота (до 7500 км) – обеспечивает сохранение идеального состояния двигателя.
- Работа (8-15 тыс км) — загрязненная жидкость, естественно состарившаяся и потерявшая ряд своих свойств (нежелательный статус — негативно влияет на силовую установку).
- Аварийный (свыше 15 тыс км) – гарантированное засорение маслосистемы, аварийный режим трения и, как следствие, экстремальный износ комплектующих.
«Пробочные» авто
Для каждой машины период смены смазочного состава подбирается индивидуально. Это совершенно логично и напрямую зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Например, с машиной выходного дня все готово. В основном используется на дальние расстояния. Работа двигателя близка к оптимальной – без вопросов. Меняй по сервисной книжке и проблем не будет.
Важно! Даже если машина простояла всего год с новой эмульсией или проехала, например, пару тысяч километров за 12 месяцев, смазку меняйте в обязательном порядке. Нефть — это химия, а химические соединения распадаются от застоя.
Ситуация с автомобилем городского служащего выглядит намного сложнее. Транспортное средство не проезжает более 20-30 км в день. Средняя скорость 20 км/ч. Главной особенностью является то, что силовая установка работает бесперебойно в течение нескольких часов, на свечах зажигания и в камере сгорания образуются черные отложения. Согласитесь, за 3-4 часа по автобану можно проехать гораздо больше, чем по пробкам.
В таком состоянии ориентироваться только на пробег неправильно и опасно: эмульсия не выдерживает 15 000 км. Здесь стоит акцентировать внимание на каком пробеге по дорогам в большом городе менять масло в двигателе автомобиля. Итак, для обеспечения заводского ресурса число, отображаемое компьютером, необходимо разделить на 2,5-3. Иными словами, меняя масло в двигателе каждые 5000 км при эксплуатации в черте мегаполиса, можно надеяться на долговечность агрегата.
Понятие о моторесурсе
Все разговоры, переведенные в пробег, приблизительны. Наиболее точный ответ в данном случае дают часы. Ориентируясь на общую наработку дизельного или бензинового двигателя, не получится прогадать с моментом регламентных работ на «двигателе.
Определить красный предел несложно: достаточно узнать, за какое время автомобиль преодолеет официальные 15 000 км при средней скорости 50 км/ч. Ответ получен сразу — 300 часов. Эта цифра принимается за точку разворота. При этом не забывайте о пробеге – превышать 15 000 км категорически не рекомендуется.
С технической точки зрения решить задачу измерения наработки силового агрегата несложно. Достаточно купить счетчик часов: либо электронный, либо электромеханический. Он подключается к любой рабочей цепи, активируемой выключателем зажигания. Осталось закрепить устройство в удобном месте и установка завершена. Не нужно бояться отключать аккумулятор – память гаджета энергонезависима.

Теоретический вариант
Альтернативой одометру и моточасам является количество израсходованного топлива. Считаем, сколько литров уйдет на 15 000 км при индивидуальном среднем расходе, который показывает БК. Так что ответ на вопрос, через сколько сгоревших литров топлива нужно менять масло в двигателе малолитражки, таков – каждые 1000 литров. Однако вы должны быть внимательны, чтобы все топливные чеки собирались и обрабатывались.
Когда менять масло в двигателе в зависимости от типа используемой смазки

Разобравшись с режимами движения, нужно также учитывать, какое масло заливается в двигатель. Как известно, имеющиеся виды современных моторных масел являются всесезонными и делятся на:
- чистая синтетика;
- гидрокрекинг;
- полусинтетические ткани;
- минеральные масла;
Вне зависимости от типа любое моторное масло состоит из масляной основы, в которую добавлен пакет активных присадок. Основа (база) может быть минеральной, синтетической или гидрокрекинговой, полусинтетическая представляет собой смесь минеральной и синтетической основ.
- Сегодня полностью минеральные масла практически не используются. На смену им пришли полусинтетические вещества с высоким содержанием присадок. В то же время такие смазки не рассчитаны на долгий срок службы и быстрее стареют, изнашивается пакет присадок. В результате изменяется вязкость, ухудшаются защитные и моющие свойства.
В условиях мягких условий эксплуатации (езда по трассе с постоянной средней скоростью) полусинтетика может пройти 10-12 тыс км, но если машина постоянно ездит в городе, интервал замены такого масла лучше сократить до 6-7 тыс км.
- На практике синтетика на основе гидрокрекинга заметно лучше полусинтетических масел, значительно дольше остается стабильной вязкость, а моющие свойства сохраняются при пробеге до 10-15 тыс км.
Единственным недостатком таких смазок является их низкая зольность. Простыми словами, они хуже нейтрализуют серу, сульфатную золу и фосфор. Учитывая, что топливо в ГБО достаточно сернистое, это значительно сокращает срок эксплуатации данного типа масла.
- Полностью синтетические масла ПАО обычно относят к дорогим продуктам, используемым в высокофорсированных двигателях внутреннего сгорания спортивных автомобилей. При этом затраты намного выше, чем у гидрокрекинга, а также не всегда целесообразно использовать такое масло в двигателях обычных гражданских автомобилей.
Также важно понимать, что, несмотря на высокую стоимость, синтетика все же стареет (хотя и несколько позже других аналогов), часто оказывается малозольным, пакеты присадок также теряют свою эффективность и т.д.
Проще говоря, чистая синтетика отработает весь заявленный ресурс без вреда для двигателя, но в рамках обычной повседневной эксплуатации разница между гидрокрекинговым и полностью синтетическим маслом ничтожно мала.
- Масла с эфирами – самый «продвинутый» массовый вариант синтетических продуктов. Такое масло на самом деле представляет собой смесь эфиров, ПАО синтетики и гидрокрекинга. Смазки этого типа имеют наиболее устойчивую масляную пленку при высоких температурах и нагрузках, снижают трение и т.д.
По идее, срок службы таких смазок должен заметно увеличиться, но не следует забывать, что они в первую очередь предназначены для использования в автоспорте. Это означает, что такие смазки имеют слабый пакет присадок, то есть не предполагают длительной эксплуатации, особенно на некачественном топливе. Получается, что даже если такое масло не нужно менять каждые 6-7 тысяч, то и рассчитывать на пробеги в 25-30 тысяч без замены тоже не стоит.
- https://autostadt.su/cherez-skolko-menjat-maslo/
- https://dvsoff.ru/obsluzhivanie/cherez-skolko-menyat-maslo-v-dvigatele
- https://mirsmazok.ru/motornye-masla/kak-chasto-nuzhno-menyat-maslo-v-dvigatele/
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-chasto-nado-menyat-maslo-v-dvigatele/
- https://quto.ru/journal/autorambler/kak-chasto-nuzhno-menyat-maslo-v-dvigatele.htm
- https://akross-oil.ru/baza-znanij/kak-chasto-menyat-motornoe-maslo/
- https://carsweek.ru/articles/interval-zameni-masla/
- https://www.vazzz.ru/sroki-zameny-motornoe-maslo-5w40/
- https://www.zr.ru/content/articles/919035-kogda-na-samom-dele-pora-menyat/
- http://KrutiMotor.ru/resurs-masla-v-dvigatele-i-ego-srok-sluzhby/