Высокие холостые обороты двигателя по причине подсоса воздуха и утечки вакуумной линии
Итак, если причиной высоких оборотов холостого хода было чрезмерное попадание воздуха в двигатель, то первое, что вам нужно проверить, это тросик дроссельной заслонки. Из-за этого заслонка может оставаться слишком открытой на холостых оборотах, в результате чего последние растут. Происходит это потому, что «мозги» двигателя видят, что в коллектор поступает много воздуха (точнее кислорода), поэтому корректируют подачу топлива, увеличивают ее. В результате обороты двигателя на холостом ходу увеличиваются. В этом случае может помочь очистка корпуса заслонки специальными химическими средствами.
В коллектор также может попасть больше воздуха из-за утечки в системе впуска воздуха. В этом случае следует проверить все вакуумные магистрали, сапуны головок и все части линии подачи воздуха к двигателю на наличие подсоса воздуха. Прислушайтесь к шипящим звукам, которые могут быть ключевым индикатором утечек вакуума и воздуха.
Повышенные холостые обороты по причине проблем в системе зажигания
В данном случае причина кроется в одной из деталей системы зажигания — тоже довольно частая причина проблемы со скоростью. Здесь следует проверить и, возможно, заменить крышку трамблера, свечи зажигания или элементарные свечи зажигания.

Другие причины повышенных оборотов на холостом ходу и способы решения:
- Датчик холостого хода. В принципе, эта ошибка должна быть включена в список распространенных…
- Регулятор давления топлива может работать при слишком низком давлении. Проверить давление топлива специальным манометром. При необходимости замените регулятор давления топлива (многим водителям это не под силу).
- Неправильно выставленный или сбитый угол опережения зажигания (в этом случае обороты холостого хода обычно не сильно увеличиваются).
- причиной может быть неисправность в компьютеризированной системе управления двигателем. Ошибки должны быть прочитаны с помощью диагностического инструмента, чтобы определить проблему.
- Генератор также иногда вызывает высокие холостые обороты. Если он не работает должным образом и не генерирует достаточного тока, двигатель будет пытаться вращать его еще сильнее, чтобы сбалансировать напряжение.
- Если вы знаете, как выглядят клапан и шланг PCV и где они находятся, осмотрите их. Используя плоскогубцы, прижмите шланг к этому клапану. Скорость двигателя должна немного снизиться. Если этого не происходит, причиной повышенных оборотов двигателя является неисправный клапан – его необходимо заменить.
- Перегрев двигателя или неисправный датчик температуры двигателя также редко могут вызывать высокие обороты холостого хода.
Карбюраторные ДВС
Здесь подавляющее большинство причин кроется в самом дозирующем устройстве. Высокий холостой ход в этом случае обусловлен:
- Неправильная настройка холостого хода. Необходимо отрегулировать состав смеси, подаваемой в карбюратор, с помощью соответствующих винтов.
- Неподвижный дроссель: если он не открывается полностью, в цилиндры будет поступать мало воздуха.
- Закрывает 1 камеру. Он может не закрыться полностью из-за механического дефекта или несоосности привода.
- Слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Система зажигания
причина плавающих оборотов может крыться в поврежденной крышке распределителя, высоковольтных проводах или свечах зажигания. Эти элементы следует проверить и при необходимости заменить.

Также стоит отметить абсолютно банальные причины, присущие обоим типам двигателей: неправильная регулировка педали акселератора и блокировка самой педали акселератора, связанные с коррозией монтажного вала, пружин из-за длительного простоя автомобиля.
Почему загрязняется карбюратор
Главный враг карбюратора – плохое топливо. В нем может содержаться большое количество различного мусора, который может появиться в топливе, которое уже находится в машине. Это может быть, например, из-за осадка на дне бензобака. Осадок поднимается, когда вы заправляете свой автомобиль на заправке.
Во многих автомобилях перед карбюратором стоит топливный фильтр, но его необходимо регулярно менять, так как со временем он засоряется и перестает очищать топливо. Топливный насос также имеет мелкую сетку, которая может засориться и привести к остановке двигателя.
Старение резиновых шлангов и других деталей топливной системы представляет опасность на пути прохождения бензина из бака в камеру сгорания. Такие детали необходимо вовремя менять, так как через несколько лет они теряют свою надежность. Снаружи резина трескается, а внутри шланга стенки разрушаются под воздействием химических веществ, содержащихся в топливе. Продукты разложения движутся по каналам двигателя.
Часто повреждается диафрагма топливного насоса. Прежде чем разрушиться, он может забить топливные каналы отколовшимися от него в результате разрушения кусками.
ЭБУ «пилит» холостой ход
При значительной течи во впускном тракте в системе с ДАД+ДТВ возникает ситуация, когда двигатель самопроизвольно раскручивается до 1500-2500 об/мин, после чего обороты резко падают на 700-900 об/мин. Поскольку характер скачков на графике имеет пилообразную форму, в этом случае часто говорят, что контроллер «пилит» на холостом ходу.
Это явление становится возможным из-за повышения давления во впускном коллекторе (вызванного подсосом) при закрытой дроссельной заслонке (ДЗ). ЭБУ контролирует положение дроссельной заслонки с помощью специального датчика, установленного в корпусе ДЗ. В штатном режиме ситуация, когда в двигатель поступает больше воздуха, а дроссельная заслонка полностью закрыта, возможна только при торможении двигателем. Например, когда водитель переключается на пониженную передачу, он полностью отпускает педаль газа. Скорость коленчатого вала будет увеличиваться из-за инерции автомобиля, что увеличивает скорость спуска. Для снижения расхода топлива логично отключать подачу топлива, что ЭБУ и делает в тот момент, когда обороты падают чуть выше холостых. Другими словами, пилообразные колебания на холостом ходу связаны с ложным определением ЭБУ режима торможения двигателем.
Причины и симптомы неисправностей
Неустойчивый холостой ход – это реакция силового агрегата на неисправность, возникшую в одной из следующих систем автомобиля:
- элементы цепи зажигания;
- электроника, управляющая форсункой;
- подача топлива;
- неисправность самого мотора.
Чтобы понять, почему обороты двигателя «плавают», рекомендуется действовать методом исключения, идя от простого к сложному. Во-первых, нужно проверить собственные подозрения – ведь только автолюбителю известно, что произошло с автомобилем незадолго до появления «тряски» двигателя. Вспомните последний ремонт или замену деталей в одной из перечисленных систем и копайте в этом направлении.
Совет. В процессе диагностики обращайте внимание на дополнительные симптомы, проявляющиеся на холостом ходу и оборотах двигателя. Эти признаки помогут сузить круг «подозрительных» элементов и узлов в автомобиле.
Неполадки системы зажигания
В этом случае неустойчивая работа двигателя на холостом ходу сопровождается пропусками циклов зажигания в одном или нескольких цилиндрах – двигатель начинает «троить». Причины кроются в неисправности таких элементов:
- свеча зажигания;
- высоковольтные провода;
- катушка высокого напряжения (общий модуль зажигания расположен на форсунке);
- в карбюраторных двигателях — главный распределитель (распределитель).
Неработающая свеча или бронепровод обнаруживаются старым «дедовским» методом — поочередным снятием наконечников с контактов фары при работающем двигателе. Если при выключении «люльки» обороты силового агрегата не падают, проверьте сопротивление этого провода и состояние электродов. Рекомендуется выключить все лампочки, чтобы сравнить цвет нагара с рабочей частью. О неисправной свече зажигания укажет черный нагар – остатки несгоревшего топлива.

Важный момент. Проблемы с системой зажигания характеризуются стабильной «тряской» двигателя и выстрелами во впускной коллектор. Если обороты двигателя «плавают» (периодически то поднимаются, то падают), причину следует искать в другом.
Высоковольтные провода легко проверить на обрыв мультиметром – сопротивление должно быть в пределах 3,5-10 кОм. Катушки или модуль зажигания диагностируются на заправке. Отдельная история – выход из строя трамблера, устанавливаемого на карбюраторные версии автомобиля. Причиной нестабильной работы могут быть такие неисправности:
- трещина в крышке трамблера, где соединяются провода;
- подвижный контакт — вышел из строя бегунок;
- датчик холла сильно загрязнен металлической стружкой;
- подгоревшие контакты механического зажигания;
- изношен подшипник контактной пары.
Проблемы с электроникой
Вибрации и повышенные обороты холостого хода на горячем двигателе часто возникают из-за накопления ошибок в памяти контроллера. Очистка проста: отсоедините минусовую клемму аккумулятора на 15 минут. Зачастую этот прием сразу дает положительный результат – силовой агрегат начинает работать в штатном режиме.
Рекомендация. Если уборку необходимо производить постоянно, стоит обратиться на заправку. Причину накопления ошибок должен выяснить мастер-электронщик.
причиной нестабильных оборотов силового агрегата часто является алгоритм работы электронного блока управления. При выходе из строя одного из ключевых датчиков контроллер включает аварийный режим и готовит топливовоздушную смесь, ориентируясь на исправные приборы. Типичные симптомы:
- Двигатель трясется и работает неравномерно.
- Форсунка подает обогащенную топливно-воздушную смесь, что увеличивает расход топлива.
- Из выхлопной трубы идет черный дым.
- Нагар откладывается на электродах свечей зажигания.
В современном автомобиле за холостой ход отвечает не один датчик. Несколько основных блоков передают информацию на контроллер:
- ДМРВ — расходомер всасываемого воздуха или его преемник — датчик абсолютного давления (ДАД);
- лямбда-зонд – измерение количества кислорода в выхлопных газах;
- ДПДВ — датчик положения газа, подключаемый к педали газа;
- датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).
Самый простой способ проверить эти устройства — поочередно разъединять электрические контакты и наблюдать за поведением мотора.

На каком датчике отключение блока не вызовет изменений, тот элемент вышел из строя. Обязательно очистите рабочую поверхность ДПКВ — к ней часто примагничивается металлическая стружка, что мешает нормальной регистрации вращения зубчатого шкива.
Неисправности с подачей топлива
Перебои на холостом ходу могут быть связаны со следующими проблемами системы подачи топлива:
- Неисправность регулятора холостого хода, встроенного в корпус дроссельной заслонки.
- Отсутствие топлива из-за падения давления в топливной рампе. Причины – засорение фильтров грубой и тонкой очистки, неисправность перепускного клапана или электробензонасоса. В карбюраторных двигателях — развитие механического привода насоса.
- Клапан опорожнения контейнера застрял в открытом положении.
- Износ или сильное загрязнение форсунок форсунок.
Важный нюанс. Если двигатель не может развивать нормальные обороты из-за нехватки топлива, неисправность будет проявляться на всех режимах, а не только на холостом ходу. Низкое давление в топливной рампе приводит к падению мощности силового агрегата и «ошибкам» в процессе движения.
Проблема с подачей бензина или дизельного топлива выявляется путем измерения давления в топливной рампе, где установлен специальный штуцер. Если этого недостаточно, проверьте фильтры, предохранительный клапан и насос. Заклинивший клапан адсорбера легко демонтировать и при необходимости заменить.
Грязные или изношенные форсунки не способны создать стабильный «факел» топлива — они брызгают и подтекают при неработающем двигателе. Поломка диагностируется путем проверки шприцев на стойке, поэтому без разборки не обойтись.

Подсос воздуха

Проверяет впускной коллектор на герметичность
Избыточное потребление воздуха может привести к высоким оборотам холостого хода. В зависимости от того, откуда во впускной коллектор попадает лишний воздух, обороты холостого хода будут либо просто увеличиваться, либо начинать «плавать» — то подниматься, то опускаться почти до тех пор, пока двигатель не заглохнет.
Если обороты холостого хода «плавают», то это, скорее всего, подсос воздуха во впускном коллекторе.
Если есть только нарушение герметичности прокладок впускного коллектора, повреждение вакуумных шлангов или уплотнительных колец, то обороты будут «плавать». Происходит это из-за того, что количество бензина, подаваемого в цилиндры, будет постоянным, а качество смеси будет «богаче» или «беднее». При достижении определенного критического значения (содержание воздуха в топливной смеси) двигатель начнет тормозить — вплоть до полной остановки. Но с уменьшением числа оборотов количество воздуха, поступающего в коллектор, уменьшится, то есть смесь обогащается и двигатель «оживет» — увеличатся обороты холостого хода. Это будет продолжаться до тех пор, пока впускной коллектор не будет загерметизирован. В двигателях с турбонаддувом воздух также может подсасываться из-за повреждения промежуточного охладителя или соединений воздуховодов. При значительном подсосе (например, при смещении патрубка интеркулера) двигатель начинает работать со свистящим (или шипящим) звуком. Но иногда можно выявить место обрыва впускного канала, только перекрыв по очереди подачу воздуха во впускной коллектор в разных местах — от воздушного фильтра до самого коллектора.
Нестабильность оборотов на промежуточных режимах
В дизельных силовых агрегатах плавающие обороты на рабочих режимах чаще всего появляются из-за образования коррозии на поршнях ТНВД. Ржавчина на этих деталях появляется из-за наличия воды в топливе. Из-за этого обороты дизеля также колеблются на холостом ходу.
Последствиями этих рассматриваемых причин являются:
- Высокий расход топлива.
- Выброс во внешнюю среду большого количества угарного газа.
- Износ деталей топливной системы и подачи воздуха в двигатель.
Для предотвращения таких последствий необходимо регулярно проверять работу оцениваемых датчиков и систем. Если ошибка по-прежнему возникает, примите немедленные меры по ее устранению.
причины плавающих оборотов двигателя — это только основные, а причин гораздо больше. Они помогут вам разобраться в работе автомобиля и предотвратят ненужные траты денег в автосервисах. Не акцентируя внимание на функциях силового агрегата, мы можем быть подвержены мошенническим действиям автомастерских. Зачастую дешевый ремонт оборачивается большими финансовыми затратами, которые можно было и не проводить. Вам следует более подробно изучить устройство и работу своей машины, и она ответит вам долгим сроком службы.
Причины неустойчивой работы: система зажигания
Первая причина – неисправные свечи зажигания. Даже если одна свеча не работает или работает некорректно, стабильная работа силового агрегата будет невозможна. Как минимум один цилиндр двигателя выйдет из строя.
Такая работа двигателя связана с неисправной катушкой зажигания. Это случается не так часто, как различные проблемы с освещением. Но проблему не стоит исключать. Понять, что с катушкой что-то не так, можно по искре. Если мощность была заметно снижена, это приводит к нестабильной и нестабильной работе ДВС.

Многие автолюбители будут очень удивлены, но часто двигатель вообще периодически не заводится из-за карбюратора или инжектора — причина в обрыве или повреждении высоковольтного провода свечи зажигания. В результате это приводит к снижению мощности двигателя, его нестабильной работе и другим проблемам.
Вернемся к крышке и контактам трамблера как к одной из причин нестабильной работы ДВС. Если в автомобиле установлена контактная система зажигания, при повреждении контактов двигатель может работать неровно. О какой-либо стабильности «на холостом ходу» можно забыть. Бывают также ситуации, когда уголь, находящийся в центре крышки распределителя с внутренней стороны, прогорает.
Инжектор
Здесь все гораздо сложнее: работа инжекторного двигателя связана со многими датчиками, ЭБУ и другими элементами силового агрегата, особенно с топливной системой. Но обо всем по порядку.
Датчик регулятора холостого хода (РХХ)
При неисправности этого узла двигатель может глохнуть на холостых оборотах, либо обороты будут плавать и прыгать в диапазоне 600-1200 об/мин. Поэтому нужно убедиться, что устройство работает. Это можно сделать с помощью мультиметра. Порядок действий:
- Сначала измерьте напряжение питания на паре крайних площадок А и D. Для этого черный щуп блока присоедините к массе (любой неокрашенной металлической части кузова автомобиля), а красный к указанным клеммам в повернуть. При включенном зажигании должно быть 12 В. Если это не так, проверьте напряжение на контактах данных (у ВАЗ 2110 это контакты 4 и 54). Если здесь есть 12 В, проверьте, нет ли обрыва провода.
- Установите тестер в режим омметра. Сопротивление между клеммами А и В, С и D: должно быть 40-80 Ом.
- Кратко проверьте двигатель. Для этого измерьте сопротивление между А и D, В и С: стрелка на приборе должна стремиться к бесконечности.

ДПДЗ
То есть датчик положения дроссельной заслонки, отвечающий за количество топлива в смеси с воздухом. Если подача топлива неправильная, ЭБУ автоматически даст команду, и обороты холостого хода увеличатся. Поэтому необходимо проверить ДПС:
- Открутите колодку, подходящую к датчику: вы увидите 3 контакта: для управляющего сигнала, питания и массы.
- Запустите двигатель и измерьте напряжение на клемме питания: оно должно быть около 5 В.
- Заглушите двигатель и переведите тестер в режим измерения сопротивления (дроссельная заслонка закрыта). Измерьте его между массой и сигнальным контактом: должно быть 0,8-1,2 кОм. При закрытой заслонке значение 2,3-2,7 кОм.

Как снять и установить новый датчик
Для разборки достаточно открутить пару крепежных винтов. Затем отсоедините конец вала заслонки и поверните новый датчик и совместите отверстия, чтобы вкрутить винты. Вставьте вилку.
После завершения работы необходимо удалить ошибку из памяти контроллера. Для этого снимите полюса с батареи более чем на 8 часов. Если ошибка не сбрасывается, попробуйте ехать в щадящем режиме, чтобы ЭБУ сбрасывался сам. Если опять не получится, обратитесь в автосервис (нужен тестер двигателя).
Дроссельная заслонка
Заклинивание этого механического узла увеличит количество воздуха, подаваемого в цилиндры. В результате ЭБУ снова сработает и увеличит количество топлива, чтобы сбалансировать смесь. Чтобы решить проблему, снимите заслонку и очистите ее химическими средствами. При отсутствии результата деталь подлежит замене.

Датчик температуры двигателя
Как показывает практика, этот прибор довольно часто ломается, потому что постоянно подвергается перепадам температуры. Это должно быть проверено:
- Отсоедините колодку и при включенном зажигании (заводить двигатель не нужно) проверьте напряжение клеммы «В» на массу: оно должно быть 5 В. Если значение меньше 4,7 В, проверьте наличие Причина: возможен обрыв или короткое замыкание на землю.
- Выключите зажигание и определите сопротивление между выводом «А» и массой: правильное значение 1 Ом (не больше и не меньше).
- Измерьте сопротивление между массой и клеммой «В»: оно должно быть не менее 1 Ом.
- Проверьте работоспособность датчика. Для этого измерьте вышеуказанные сопротивления на холодном и прогретом двигателе. Значения должны быть одинаковыми.

После проверок рекомендуется сбросить ошибки ЭБУ, как указано выше в разделе о ДПДЗ.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
В процессе работы этот прибор постепенно покрывается масляной пленкой, что может привести к выходу из строя термоанемометра – элемента, отвечающего за определение количества воздуха. Если блок не справляется со своей задачей, ЭБУ получает неверную информацию и двигатель начинает форсировать.

повышенная скорость также может быть вызвана грязным воздушным фильтром.
Впускной коллектор
Возможна деформация или пробой прокладки. Увеличение оборотов холостого хода указывает на утечку воздуха.
Чтобы устранить проблему, нужно снять коллектор. После разборки внимательно осмотрите его: деформация также может повлиять на нагрев двигателя, пуск и другие факторы. Повреждение устраняется шлифовкой, которую предпочтительнее делать в автосервисе.

Электронный блок управления двигателем
Неправильное использование ЭБУ также влияет на повышенные обороты холостого хода. Для восстановления нормальной работы «мозгов» потребуется специальный кабель, компьютер и программное обеспечение.
Категорически не рекомендуется здесь «возиться» самостоятельно: лучше довериться специалистам. На практике же после непрофессионального вмешательства «хозяевам» все же приходится обращаться в специализированный техцентр для устранения последствий собственных «улучшений».

Генератор
Хоть и редко, но тоже может стать причиной повышенных оборотов ДВС на ХХ. Почему это происходит? Если этот блок не производит достаточного тока, ECU приказывает двигателю вращаться сильнее, чтобы привести напряжение в норму. В результате товарооборот увеличится.

Система вентиляции картера (PCV)
Необходимо отводить картерные газы через специальный клапан, чтобы предотвратить повышение давления сверх нормы.
Если вы можете найти клапан PCV, аккуратно сожмите пассатижами трубку, которая подходит к нему: при работающем двигателе обороты должны немного падать. Если этого не происходит, блок подлежит замене.

Турбокомпрессор
Не все автомобили оснащены такой «вещью», но она может быть «виновата» в высоких оборотах холостого хода ДВС, которые могут «автоматически» уменьшаться и увеличиваться. Здесь утечка воздуха может произойти из-за нарушения уплотнения вала ротора. К такому же эффекту может привести износ деталей турбонагнетателя (например, подшипников).
Подача избыточного топлива

Очистка газа
Совсем другая ситуация получится, если будет поступать не просто избыточный воздух, а топливовоздушная смесь — например, через щель, образовавшуюся в результате неплотного закрытия дроссельной заслонки. При этом высокие обороты холостого хода будут стабильными. В топливных системах некоторых двигателей предусмотрено полуавтоматическое управление подачей топлива в режиме прогрева двигателя — за счет чего поддерживаются высокие обороты холостого хода до прогрева двигателя до заданной температуры. Топливо подается по каналу, который «обходит» дроссельную заслонку. Такой канал можно закрывать/открывать по-разному — клапан в нем имеет либо электрическое управление (соленоид), либо он может быть устроен как термостат холодильника — при прогреве двигателя канал запирается.
На высоких холостых проверьте весь бензобак с датчиками и регулятор холостого хода.
В любом случае такой клапан может сломаться, и тогда во впускной коллектор всегда будет поступать лишнее топливо, что станет причиной высоких оборотов холостого хода после прогрева двигателя. Во всех таких случаях в первую очередь нужно снять дроссельную заслонку и промыть ее специальным раствором – в магазинах продается очень много такой «химии». После промывки внимательно осмотрите узел — особенно на предмет залипания или, наоборот, чрезмерного люфта в газе. Дроссельные заслонки некоторых инжекторных двигателей также имеют винт для регулировки холостого хода двигателя или ограничения закрытия дроссельной заслонки — на них тоже следует обратить внимание — если узел можно отрегулировать. Часто обороты двигателя на холостых не падают из-за заедания троса «газа» или попадания под педаль посторонних предметов — например, угол ковра. Конечно, почти все вышеперечисленное можно отнести и к карбюраторным двигателям. Кроме того, характерной неисправностью (точнее, отклонением от нормы) для них является неполное открытие воздушной заслонки — в основном из-за неправильной установки троса «всасывания». При отсутствии поломки нормальные обороты холостого хода карбюраторного двигателя устанавливаются регулировкой двумя винтами — «количества» и «качества» смеси.
Причины плавающего холостого хода
О том, что у двигателя возникла неисправность с нарушением оборотов холостого хода, владелец автомобиля узнает по показаниям тахометра. При нормальной работе силового агрегата в режиме холостого хода стрелка указателя скорости находится в одном положении, чаще всего в диапазоне 750-850 об/мин, в зависимости от марки автомобиля. При возникновении неисправности в двигателе стрелка тахометра начинает прыгать вверх-вниз в диапазоне 500-1500 об/мин, а иногда и больше.
Если в машине нет такого прибора, как тахометр, скорость прыжка можно определить на слух. Звук работающего двигателя становится все громче и тише. Неравномерный холостой ход также определяется нарастающей и убывающей вибрацией, поступающей в салон автомобиля из моторного отсека.
Причин нестабильного холостого хода в работе двигателя может быть много. Современные автомобили становятся все более сложными в плане обслуживания и оснащения. Обычно без специального оборудования для диагностики сразу выявить неисправность невозможно. Множество различных датчиков и электронных систем, программная оболочка и отдельная сеть передачи информации становятся частью конструкции современных автомобилей, что значительно усложняет диагностику и ремонт в домашних условиях.
причины выхода из строя двигателя могут быть вполне естественными и распространенными. Наиболее распространенными первопричинами холостого хода двигателя, которые можно определить без дополнительного оборудования, являются:
- Нарушение герметичности вентиляции картера.
- Снижение компрессии в нескольких цилиндрах.
- Низкое давление топлива в топливной системе.
- Неисправные свечи зажигания.
- На инжекторных автомобилях загрязнение форсунок.
- Утечка воздуха в системе впуска.
Сложные неисправности, требующие вмешательства работников диагностической службы:
- Датчик расхода воздуха вышел из строя или загрязнен.
- Неисправны катушки зажигания или переключатель.
- Неисправен датчик коленвала или распредвала.
- Датчик холостого хода не работает в нужном режиме.
- Неисправность электронного блока управления двигателем.
Это не полный список причин нестабильной работы на холостом ходу, а только самые распространенные проблемы.
Неравномерность оборотов двигателя чаще всего возникает на холостом ходу. Однако в средних условиях двигатель может работать и с перепадами или резкими подъемами оборотов, что наиболее характерно для дизелей. Рассмотрим эти вопросы отдельно более подробно.
Нарушение герметичности впускной системы
Плавающие обороты холостого хода наиболее популярны на автомобилях с инжекторными двигателями. Это связано с особенностью установки оборотов холостого хода с помощью электронной системы двигателя. Электронные мозги машины периодически считывают данные о работе двигателя на холостом ходу, и при его нарушении подают сигнал на соответствующие датчики для исправления этой ситуации для корректной работы.
Холостой ход способен отклоняться от нормальной работы из-за проникновения избыточного воздуха в систему подачи топлива, а именно в цилиндры двигателя. В этой ситуации датчик расхода воздуха посылает сигнал электронному блоку о том, что в двигатель поступило избыточное количество воздуха.
Для выравнивания объемов воздуха и топлива, образующих вместе горючую смесь, электронный блок подает сигнал на клапаны форсунок, чтобы они открывались больше и впускали в цилиндры больше топлива. При этом обороты двигателя резко возрастают. Кроме того, электронная система получает информацию о том, что в цилиндры поступило много топлива, и уменьшает подачу, от чего сразу снижается скорость.
Проверить работу этого датчика достаточно просто. Нужно вынуть из него заглушку и запустить двигатель. Если после этого скорость стабилизировалась, а мощность увеличилась, это говорит о том, что датчик исправен. Негерметичные соединения во впускных трубах можно обнаружить, подав во впускную систему сжатый воздух с давлением около 0,5 атмосферы при выключенном двигателе. Если есть утечка воздуха, ее легко обнаружить по шипящему звуку.
Регулятор холостого хода
причиной плавающих холостых оборотов может быть неисправность данного устройства. Он выполнен в виде электромагнита, в устройство которого входит игла с коническим наконечником. Его задача – выравнивание оборотов двигателя на холостом ходу.
Основной причиной выхода из строя является износ деталей: обрыв провода, износ игольчатого привода или направляющих из-за длительной эксплуатации на некачественном бензине. При неисправном регуляторе двигатель начинает увеличивать или уменьшать обороты.
Клапан вентиляции картера
При работе двигателя в картере скапливаются выхлопные газы, которые называются картерными газами. На новом двигателе картерных газов образуется мало, а на двигателе со значительным пробегом объем картерных газов довольно большой. Избыток этих газов через клапан выбрасывается в систему вентиляции, а затем во впускную систему и к дроссельной заслонке. Картерные газы являются составной частью горючей смеси, поступающей в двигатель.
При заклинивании этого клапана из-за большого скопления масляных отложений в масляном газе во впускную систему проходит меньший объем картерных газов, горючая смесь недостаточно обогащается. В результате обороты холостого хода двигателя начинают плавать от 750 до 1100.
Система вентиляции картера представляет собой сложный узел, состоящий из множества патрубков и клапанов. Все может со временем разрушиться и засориться. Периодическое обслуживание этой системы обеспечивает стабильную работу двигателя, снижает расход топлива и масла. При плановой проверке можно вовремя обнаружить неисправность в этой системе. Проблемы выявляются по обильному задымлению в подкапотном пространстве, а также по загрязнению двигателя.
определить причину плавающих оборотов на горячем двигателе можно достаточно просто. При работающем двигателе откройте маслоналивную горловину и поднимите ее. Если при этом изменилась работа двигателя, следует искать неисправность в системе вентиляции картера.
Датчик расхода воздуха
Часто бывает выход из строя датчика массового расхода воздуха, на что кратковременно указывает ДМРВ.
Он, как ранее оценил регулятор, выходит из строя из-за масляных отложений при длительной эксплуатации, что приводит к нарушению работоспособности. Очень редко анемометр с горячей проволокой выходит из строя в датчике расхода воздуха. Это элемент, отвечающий за измерение количества воздуха, проходящего в камеру сгорания двигателя. В этом случае электронный блок не получает истинных данных о массовом расходе воздуха и дает сигнал на подачу его в цилиндры, что приводит к плавающим оборотам двигателя.
Дроссельная заслонка
Задача этого узла – регулировать давление воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Он может застрять по нескольким причинам:
- Масляные отложения собираются внутри самой заслонки, что не позволяет заслонке открываться и закрываться на нужную величину.
- Замятия могут возникать и из-за неисправности привода этой заслонки.
Самая частая причина нестабильных оборотов холостого хода у карбюраторных автомобилей. Рассматривая карбюраторные двигатели, найдем причины, по которым появляются провалы холостого хода.
- Неправильная регулировка холостого хода.
- Неисправность электромагнитного клапана.
- Загрязнение жиклера системы холостого хода нагаром.
Неисправность форсунок
В дизельных и бензиновых двигателях впрыск топлива по своему действию аналогичен. Форсунка впрыскивает топливо в цилиндр под давлением 1 атмосфера. При засорении форсунки топливо распыляется неравномерно, нарушается геометрия распылительной струи. Это приводит к неравномерной работе двигателя, снижению мощности и плавающим оборотам.
Выяснить, что засорились форсунки, можно своими руками. Для этого топливная рампа разбирается вместе с форсунками и снимается с двигателя. Этот способ подходит не для всех машин. Система находится под давлением, подключена к топливной магистрали. Все форсунки видны. Затем нужно включить зажигание и несколько раз провернуть двигатель с помощью стартера. Насадку с неправильным фонариком сразу будет видно. Его необходимо снять и промыть. Перед снятием обратите внимание на наличие высокого давления в топливной рампе.
Контроль свечей зажигания
Эти детали требуют постоянного внимания. Их срок службы может быть разным, в зависимости от материала электродов. Это может быть иридий, платина или никель. Быстрее всего выходят из строя свечи зажигания с никелевыми электродами, их чаще всего меняют вместе с моторным маслом. Расстояние между электродами увеличивается, они прогорают, в результате чего возникает «блуждающая искра», обеспечивающая неустойчивое воспламенение горючей смеси в цилиндрах.
Визуальный осмотр свечей дает возможность определить их работоспособность, а также качество топливной смеси. При отсыревшей свече и замасленных электродах ее следует заменить. Впрочем, может быть и так, что вина вовсе не в свече, а в катушке зажигания.
О качестве топлива может сказать цвет нагара на проводах и электродах. Коричневый цвет считается нормальным. Чистая и сухая свеча свидетельствует о ее исправности. Керамический изолятор не должен иметь признаков оранжевого перегрева. Если металлические части свечи зажигания черные или белые, смесеобразование неправильное. Чаще всего проблема возникает в системе впуска воздуха.
Уменьшено давление топлива
Постепенно топливный насос выдает все меньше и меньше давления, которого уже недостаточно для нормальной работы силового агрегата. Насос может работать с перебоями, из-за чего давление создается неравномерно, нарушается стабильность впрыска топлива. Также нарушена герметичность соединений между топливопроводом и насосом, что определяется при визуальном осмотре. Есть и другие причины для снижения давления топлива. Если вовремя не поменять топливные фильтры, это приведет к затрудненному прохождению топлива к форсункам, и к высокой нагрузке на насос.
При замене топливного фильтра обратите внимание на направление потока топлива, указанное стрелкой. Фильтры могут иметь регулятор давления, который иногда перестает работать или установлен неправильно. При установке топливного фильтра не забывайте о повышенном давлении в системе.
Низкая компрессия в цилиндрах
Двигатель машины всегда должен быть сухим и чистым. Постоянный уход за поверхностью силового агрегата поможет вовремя выявить различные утечки рабочих жидкостей, вовремя добраться до автосервиса и предотвратить ненужные траты. Особенно важно вовремя обнаружить утечку моторного масла. Причин этому много, в том числе изношенные сальники, прокладки поддона и клапанные крышки, а также свечные колодцы. Однако мы считаем, что снижение компрессии связано с выходом из строя прокладки ГБЦ. На поверхности сразу видна большая утечка масла, выходящего из двигателя под давлением.
Повреждение прокладки приводит к неравномерной работе силового агрегата, проникновению охлаждающей жидкости в моторное масло, а также к гидроударам, перекручиванию блока цилиндров. Своевременная замена поврежденной прокладки предотвратит серьезные неисправности машины и сохранит ее сухой и чистой.
Если двигатель не стабилен на холостом ходу, при прыжках или если повышенные обороты сохраняются длительное время, следует предварительно провести диагностику на наличие подсоса воздуха.
- https://avto-idea.ru/diagnostika/plohoy-holostoy-hod-v-inzhektornyh-dvigatelyah-problemy-i/
- https://nivovod.ru/remont/dvigatel-na-holostom-hodu-glohnet-ili-nestabilno-rabotaet/
- https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/plavayut-oboroty-na-holostom-hodu/
- https://SpecTorg.su/obzory/prichiny-nestabilnoj-raboty-dvigatelya.html
- https://toyota-chr2.ru/servis/nestabilnaya-rabota-dvigatelya.html
- https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2107/8703-plavajut-oboroty-na-holostom-hodu-vaz-2107-inzhektor.html