К чему приводит неисправность ДМРВ?
работа двигателя с неработающим/неисправным расходомером вызывает детонацию топливной смеси в камере сгорания. Это влияет на работу коленчатого вала (кривошипно-шатунного механизма) и разрушает поверхность поршня, из-за чего двигатель может «раскручиваться.
Какие показания должен выдавать исправный ДМРВ?
Напряжение на аналого-цифровом преобразователе (АЦП) расходомера при выключенном двигателе должно быть 0,996 В. Допустимы показания 1,016 и 1,025 В, но при достижении ими более 1,035 В чувствительный элемент массы датчик расхода воздуха забит.
Важно знать
Для точного определения степени отклонения показаний измерителя рабочего тока от нормальных значений необходимо оценить работу двигателя на разных скоростях.
Например, для инжекторного двигателя ВАЗ 2111 объемом 1,5 л, если он исправен, на холостом ходу (860–920 об/мин) правильные показания составляют 9,5–10 кг/ч, а при 2 тыс об/мин — 19–21 кг/час. Если расходомер на 2 тыс об/мин показывает около 17-18 кг, машина будет ехать стабильно. При значениях от 22 до 24 кг/ч автомобиль будет двигаться плавно, но расход топлива на 100 км составит около 10-11 литров. Кроме того, машину будет сложно завести в мороз из-за перелива топлива при прогреве двигателя.
Возможные признаки ненормального функционирования ДМРВ
При искажении показаний ДМРВ расход топлива увеличивается почти на 10-15%. Двигатель работает на обедненной топливно-воздушной смеси и не развивает требуемой мощности. Длительное сжигание обедненной смеси неизбежно приведет к обгоранию выпускных клапанов и расплавлению каталитической массы в коробке выпускного коллектора.
Перед проверкой датчика массового расхода воздуха обратите внимание:
- перегретая атмосфера в моторном отсеке из-за горячего выпускного коллектора;
- тяга и приемистость упали на 20-30%, увеличился расход топлива;
- признак неисправности в работе двигателя, появившийся на приборной панели;
- отказ при разгоне или старте заменяется нормальной работой, в этом случае для проверки лучше заменить фары на заведомо исправные.
Самый доступный способ проверить работоспособность ДМРВ – просто отключить его от системы управления ЭБУ. При отсутствии контроля со стороны ДМРВ система переходит в аварийный режим. ЭБУ будет использовать средний расход воздуха, записанный в ячейках памяти, для дозирования расхода топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки. Проверить работу системы можно при выключенном ДМРВ.
Для предварительной проверки датчика массового расхода воздуха выполните следующие действия:
- Отсоединяем клеммы аккумулятора и находим разъем датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), его легко найти на воздуховоде, даже не заглядывая в руководство по эксплуатации автомобиля. Обычно корпус датчика устанавливается в трахее и фиксируется металлическими зажимами.
- Заводим двигатель, обороты поднимаются более 1200 об/мин. Когда мы запускаем и увеличиваем скорость, мы можем проверить изменение динамики разгона и разгона двигателя.
Совет! Злоупотреблять такими элементами управления категорически не стоит, показания датчиков активно влияют на стабильную работу ЭБУ и коррекцию оборотов двигателя. Несмотря на внешнее исполнение двигателя, длительное использование аварийного режима ЭБУ не рекомендуется.
Признаки неисправности
Датчик массового расхода воздуха находится в воздуховоде рядом с воздушным фильтром. Он предназначен для определения количества поступающего воздуха. В зависимости от показаний блок управления покажет, сколько топлива необходимо для образования качественной топливной смеси. Соотношение 1:14 считается нормальным. Поэтому качество топливно-воздушной смеси зависит от правильных показаний расходомера.
Качественная работа ДМРВ во многом зависит от чистоты воздушного фильтра. Поэтому при появлении симптомов неисправности ДМРВ перед ремонтом следует проверить воздушный фильтр. Расходомер, как правило, не подлежит ремонту. Если он неисправен, его заменяют новым блоком. Но затраты достаточно высоки, поэтому сначала следует убедиться, что причины проблем именно в датчике, а не в других неисправностях машины.
Сигналом для диагностики являются следующие признаки неисправности в ДМРВ:
- на панели приборов появляется сообщение Check engine;

- высвечивается ошибка, указывающая на низкий уровень сигнала ДМРВ;
- двигатель не заводится «на холодную», очень медленно разгоняется, останавливается, мощность падает;
- большой расход топлива;
- двигатель работает нестабильно на холостом ходу;
- двигатель останавливается при переключении передач;
- обороты вверх или вниз.
Есть и другие симптомы «умирающего» датчика. Например, у него могут быть трещины в гофрированном шланге, который соединяет газ с датчиком. Если двигатель останавливается, возможно, проблема с питанием или повреждена проводка. Это сигнал к проверке проводки. При обнаружении неисправности необходимо отремонтировать электрическую систему машины.
Помимо вышеперечисленных возможных признаков неисправности ДМРВ, необходимо провести диагностику уровня сигнала датчика.
Низкий уровень сигнала может означать следующее:
- ДМРВ не подключен;

Отсоединенный разъем датчика - обрыв в цепи подключения датчика;
- масса в цепочке оборвалась, появилось окисление;
- сигнальные провода оборваны или неправильно подключены;
- неисправность в блоке управления двигателем.
Не делайте поспешных выводов о неисправности ДМРВ, просто опирайтесь на симптомы, перечисленные выше. Следует провести полную диагностику двигателя и машины, так как признаки выхода из строя расходомера могут появиться при неработающих других приборах (например, из-за забитого воздушного фильтра). Затем вам необходимо отремонтировать эти устройства, чтобы восстановить работоспособность автомобиля.
Код ошибки ДМРВ
О наличии неисправности в работе ДМРВ могут сообщить следующие ошибки:
- P0100 — повреждение электрической цепи подключения датчика. Для устранения поломки нужно проверить проводку на целостность, так как возможно случайное отсоединение разъема или повреждение электрических контактов.
- Р0102 — на блок управления автомобилем, который подключен к входу линии питания ДМРВ, стал поступать сигнал низкого уровня. Для устранения причины поломки необходимо проверить электрические провода и изоляционный слой кабеля, возможно окисление контактов разъема проводов (так называемые сколы).
- Р0103 — обнаружен критический высокий уровень сигнала на входе линии питания ДМРВ. Если причина поломки не в проводке, потребуется визуальный осмотр и чистка расходомера, либо его придется заменить на новый
Коды ошибок ДМРВ
Чаще всего контроллер выдает код ошибки P0100. Это означает ошибку массового расхода воздуха, потому что такой вывод из ECM приводит к тому, что сигналы от датчика выходят за пределы возможного диапазона в течение заданного периода времени.
При этом общий код ошибки может быть указан несколькими:
- P0101 — явно неправильный уровень сигнала, вне допустимого диапазона;
- P0102 — низкий уровень в сигнальной цепи;
- P0103 — высокий уровень в сигнальной цепи;
- P0104 — нестабильный сигнал с ошибкой.
Не всегда можно однозначно определить ошибку с помощью кодов ошибок, обычно эти данные сканера служат лишь информацией для размышлений.
Кроме того, ошибки редко возникают по одной, например, неисправность в ДМРВ может привести к изменению состава смеси с такими кодами, как Р0174 и подобные. Дополнительная диагностика выполняется по показаниям конкретных датчиков.
Проверка и ремонт в домашних условиях
Существует восемь способов самостоятельной проверки амплитуды и частоты ДМРВ.
Способ №1 — отключение расходомера воздуха
Метод заключается в отключении датчика от топливной системы автомобиля и проверке работоспособности системы без него. Для этого отключите устройство от розетки и запустите двигатель. Без ДМРВ контроллер получает сигнал на переход в аварийный режим. Он готовит топливно-воздушную смесь, основываясь только на положении дроссельной заслонки. Если машина движется «быстрее», не останавливается, блок неисправен и требует ремонта или замены.
Способ №2 — перепрошивка электронного блока управления
Если дефолтная прошивка была изменена, то неизвестно, какая в ней реакция контроллера в случае нештатной ситуации. В этом случае попробуйте подложить под дроссельную заслонку пластину толщиной 1 мм. Товарооборот должен увеличиться. Теперь надо вытащить фишку из расходомера воздуха. Если силовой агрегат продолжает работать, причина сбоя в прошивке.
Способ №3 — установка исправного датчика
Установите заведомо исправную деталь и запустите двигатель. Если после замены он стал работать лучше, двигатель не глохнет, блок подлежит замене или ремонту.
Способ №4 — визуальный осмотр
Для этого нужно крестовой отверткой открутить хомут, удерживающий гофру воздухосборника. Далее отсоедините гофру и осмотрите внутренние поверхности гофры до воздухосборника и датчика.

Осмотр гофры воздуховода
На них не должно быть масла и конденсата, поверхности должны быть сухими и чистыми. Если не следить за воздушным фильтром и редко его менять, грязь может попасть на чувствительный элемент датчика и привести к его поломке. Это самая распространенная ошибка. Следы масла могут появиться в расходомере, если уровень масла в картере слишком высок, или если забит маслоотделитель вентиляции картера. При необходимости очистите поверхности специальными чистящими средствами.
Способ №5 — проверка ДМРВ мультиметром
Для этого включите тестер в режим, где проверяется постоянное напряжение. Предельное значение для измерений должно быть установлено на 2В.

Схема работы ДМРВ
Распиновка датчика:
- Желтый провод расположен ближе к лобовому стеклу. Он служит входом для сигнала расходомера.
- Бело-серый провод — выход напряжения датчика.
- Черно-розовый провод ведет к главному реле.
- Зеленый провод используется для заземления датчиков, то есть идет на землю.
Провода могут быть разного цвета, но расположение одинаковое. Для проверки включите зажигание, но не заводите машину. Красный щуп от мультиметра необходимо подключить к желтому проводу, а черный – к массе, то есть к зеленому проводу. Измеряем напряжение между этими двумя выходами. Щупы мультиметра позволяют выполнить подключение, не нарушая изоляцию проводов.
На новом устройстве выходное напряжение находится в пределах от 0,996 до 1,01 В.
Во время работы это напряжение постепенно увеличивается, и по его величине можно судить об износе расходомера:
- если датчик исправен, напряжение от 1,01 до 1,02 В;
- в удовлетворительном состоянии — от 1,02 до 1,03 В;
- ресурс датчика заканчивается, если напряжение находится в пределах от 1,03 до 1,04 В;
- предсмертное состояние обозначается значением от 1,04 до 1,05, при отсутствии противопоказаний можно продолжать использование датчика;
- если напряжение превышает 1,05 В, необходимо заменить MAF.

АЦП показания расходомера
Диагностика ДМРВ «Цешка» не представляет сложности и может быть выполнена своими руками.
Если на снятом датчике есть грязь, вы можете очистить его самостоятельно. Для очистки можно использовать WD-40. Чтобы почистить ДМРВ, нужно сначала снять с него патрубок, а затем разобрать само устройство. Внутри устройства есть сеть и несколько проводов — датчики.
Их необходимо опрыскать чистящим средством и промыть. Затем дайте жидкости высохнуть. Если грязь осталась, процедуру следует повторить. Этим же инструментом нужно прочистить трубу. На нем не должно быть грязи и масляных пятен. После замены воздушного фильтра все детали необходимо установить на место. После процедуры очистки 80% можно восстановить работу устройства, исчезает ошибка о низком уровне сигнала датчика (автор видео «24 часа»).
промывка датчика поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Способ №6 — проверка с помощью сканера
Метод испытания:
- Установите на свой телефон (смартфон), планшет или ноутбук диагностическую программу (например, Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Auto Doctor).
- Подключить специальным кабелем, каналом Bluetooth на мобильном устройстве или ноутбуке к диагностическому разъему на электронном блоке управления автомобиля.
- Запустите диагностический инструмент на своем телефоне (смартфоне) или компьютере.
- Подождите, пока программа закончит сканирование всех узлов автомобиля. В результате инструмент проверит исправность каждого агрегата автомобиля.
- Расшифруйте коды ошибок, которые программа выдаст после завершения диагностики.
Для выполнения этого метода используются тестеры:
- К-линия 409/1;
- Сканматик;
- ВЯЗ (ELM) 327;
- ОП-КОМ.
Способ №7 — проверка Васей Диагностом
Чтобы выявить неисправность ДМРВ, не снимая его с автомобиля, нужно:
- Установите на ноутбук (ноутбук) программу под названием «ВАСЯ диагност» и запустите ее.
- Подключите адаптер к диагностическому порту автомобиля.
- Выберите «Электроника 1» или «01 — Электроника двигателя» на вкладках «Блок управления», чтобы подключиться к блоку управления автомобиля.
- Перейти к пользовательским группам».
- Выберите 211, 212 (проходное значение) и 213 (фактическое значение).
- Сравните текущие цифры с паспортными данными. Если отклонения высокие, необходимо заменить ДМРВ.
Способ №8 — с помощью мотортестера
Этот метод используется для проверки расходомеров частотного типа.
Для проверки ДМРВ мотор-тестером (осциллографом) необходимо подключить его к датчику (в зависимости от марки автомобиля) и запустить двигатель.
Параметры проверки ДМРВ:
- переходное время при включенном зажигании;
- показания расхода воздуха на холостом ходу и резком увеличении оборотов двигателя;
- напряжение в сети датчиков.
Важно знать
Выходные данные индивидуальны для разных типов двигателей. Перед диагностикой следует уточнить текущие показания у официального представителя.
Как быстро определить, что датчик неисправен?
Чтобы быстро проверить ДМРВ на работоспособность, сделайте следующее:
- Заведите автомобиль и прогрейте двигатель до рабочей температуры (до 80 градусов). Чтобы ускорить процесс, периодически увеличивайте скорость.
- Выключи машину.
- Отсоедините клемму от датчика.
- Перезапуск без нажатия педали газа.
- Если двигатель начал резко разгоняться, что не характерно для холостого хода, реверсирует в низ, то неисправен расходомер воздуха.
Как проверить работоспособность своими руками
Есть несколько способов понять, когда датчик не работает:
- визуальная диагностика;
- контроль во время движения;
- диагностика соответствия прошивки датчика блоку управления;
- проверить с помощью сканера;
- диагностика с установкой исправного устройства;
- проверить мультиметром.
Визуальный осмотр
Для визуальной диагностики устройства датчик необходимо разобрать.
В целом процедура вывода осуществляется следующим образом:
- В автомобиле глушится двигатель, если он был запущен, и выключается зажигание.
- Ключом (обычно на 10) нужно отсоединить воздушную трубу, что в нее входит поток.
- Все провода от расходомера отсоединены.
- Контроллер разбирается без потери уплотнительного кольца.
- Затем проводится визуальная диагностика расходомера. Пользователь должен убедиться, что контактные элементы находятся в хорошем состоянии, не повреждены и не окислены. Он также диагностирует наличие пыли, мусора и попадание технологических жидкостей в корпус и на чувствительный компонент.
Диагностика в движении
Подробнее о том, как проверить ДМРВ за рулем:
- Моторный отсек автомобиля вскрыт, фишка с проводом отсоединена от устройства.
- Капот закрывается.
- Пользователь садится за руль автомобиля и запускает двигатель. Силовой агрегат должен начать работать в аварийном режиме, на приборной панели загорится индикатор Check. В результате объем потока воздуха, поступающего в двигатель для образования горючей смеси, определяется положением дроссельной заслонки.
- Проводится осмотр автомобиля. При отключенном датчике машина должна ехать более «быстро», мощность увеличится. Если это так, расходомер необходимо отремонтировать или заменить.
Видео: диагностика ДМРВ в движении
видео о том, как узнать, исправен или нет расходомер, продиагностировав его на автомобиле во время движения.
Соответствие ДМРВ прошивке ЭБУ
Узнать совместимость ДМРВ с прошивкой ЭБУ можно следующим образом:
- Угол положения дроссельной заслонки меняется. Обычно для этого достаточно подложить возле упора на механизме прокладку толщиной 1 мм.
- Датчик отключается на автомобиле с работающим двигателем, для этого фишка с проводами должна быть отсоединена от блока.
- Если при выполнении задачи двигатель не останавливается, причина проблемы в несовместимости блока управления и расходомера. На автомобиль необходимо установить датчик, соответствующий модифицированной версии прошивки блока управления.
Проверка с помощью сканера
Алгоритм проверки:
- На мобильный телефон с платформой Android или iOS устанавливается специальный диагностический инструмент. Для этой цели разрешается использование планшета или компьютера.
- Производится подключение к блоку управления автомобиля. Для этого используется специальный кабель или канал Bluetooth. Подключение к блоку управления производится через диагностический разъем, расположение блока зависит от модели автомобиля.
- Программа диагностики запускается на телефоне или планшете. Начинается процесс сканирования всех узлов и систем.
- После диагностики программа выдаст коды ошибок, которые необходимо расшифровать.
Модели тестеров, которые можно использовать для диагностики:
- ВЯЗ 327;
- К-линия 409/1;
- ОП-КОМ.
В Интернете можно найти множество диагностических средств, которые могут быть предназначены для определенных моделей автомобилей и тестировать разные системы, наиболее популярными универсальными программами являются:
- Крутящий момент Про;
- OBD Auto Doctor;
- СканМастер Лайт;
- BMW.
О наличии проблем в работе расходомера сообщат следующие ошибки:
- P0100 — повреждена электрическая цепь подключения датчика. Необходимо проверить целостность проводов, возможно повреждение разъемов или самовольное отсоединение разъема.
- P0102 — блок управления получает критический низкий уровень сигнала, подаваемый на вход линии питания расходомера. Необходимо проверить провода и целостность изоляционного слоя кабеля. Возможно окисление стружки.
- P0103 — повышенный сигнал, фиксируется на входе в линию питания расходомера. Если проблема не в проводке, ее надо искать в самом контроллере. Критически высокий сигнал часто бывает вызван засорением расходомера.
Проверка с помощью установки исправного прибора
Суть такой проверки заключается в установке на автомобиль заведомо исправного датчика. Если после установки прибора работа двигателя стабилизировалась, пользователь должен заменить снятый расходомер на новый.
Проверка ДМРВ мультиметром
Распиновка контактов на устройстве в соответствии с технологической картой:
- желтый провод — импульсный вход расходомера;
- бело-серый — выход напряжения питания;
- зеленый – контакт «масса» или заземление контроллера;
- черно-розовый — выход для подключения к главному реле.
Диагностика снятого устройства выполняется следующим образом:
- Мультиметр включен, тестер должен быть переведен в режим измерения постоянного напряжения. На устройстве для этого регулятор поворачивают в положение постоянного тока. Пользователь также должен установить верхний предел, чтобы устройство могло рассчитать уровень напряжения до 2 вольт.
- Силовой агрегат запущен, моторный отсек открыт.
- Красный разъем тестера подключается к желтому проводу расходомера, черный к зеленому.
- При выходе из строя расходомера уровень напряжения на дисплее тестера будет более 1,05 В.
Таблица: полученное напряжение и состояние датчика
| Значение напряжения, В | Статус контроллера |
| 0,966-1,01 | Уровень напряжения для новых датчиков |
| 1.01..1.02 | Регулятор в хорошем состоянии |
| 1.02..1.03 | Состояние аппарата среднее, эксплуатация разрешена |
| 1,03…1,04 | Срок службы контроллера подходит к концу |
| 1,04…1,05 | Очень плохое состояние снятого регулятора, но датчик все еще работает |
| Выше 1,05 | Неудовлетворительное состояние, требуется срочная замена регулятора |
Видео: диагностика ДМРВ мультиметром
видео, в котором подробно описаны все сложности процесса проверки расходомера тестером.
Что делать при низком уровне сигнала ДМРВ?
Диагностика ДМРВ при низком уровне сигнала осуществляется следующим образом:
- Силовой агрегат запускается.
- В меню диагностического прибора выбирается пункт «Ошибка». Если комбинация неисправностей неактивна, перейдите в подраздел «Диагностическая информация».
- Зажигание выключено, разъем жгута отсоединен от расходомера.
- Система зажигания включена (двигатель не нужно запускать).
- С помощью мультиметра диагностируется уровень напряжения между контактными элементами блока расходомера. Необходимо прочитать тестовые показания. Между выводами 2 и 3 напряжение должно быть более 10 В, между 3 и 4 — 5 В, между 3 и землей — 0 В. Если полученные значения отличаются, пользователь должен устранить место обрыва или короткое замыкание на землю соответствующих линий.
- Зажигание выключено. С помощью тестера диагностируется уровень сопротивления между выводом 5 разъема жгута и массой. Если полученный параметр был около 4,6 кОм, расходомер вышел из строя или неисправно соединение. Если значение сопротивления составляет примерно 0 Ом, причина проблемы – замыкание на массу в кабеле 4G или неисправность самого датчика. Если полученный параметр больше 100 кОм, ошибка заключается в выходе из строя расходомера или обрыве линии 4G.
Что делать при высоком уровне сигнала ДМРВ?
При высоком уровне сигнала ДМРВ выполняются следующие действия:
- Зажигание автомобиля выключено. Разъем датчика отсоединен от расходомера.
- Зажигание включено, двигатель запускать не нужно.
- С помощью мультиметра считываются показатели напряжения между контактными элементами колодки жгута. В идеале тестер должен показывать более 10 вольт между контактами 2 и 3. 5 В между контактами 3 и 4 и 0 В между контактом 3 и землей. При других параметрах пользователь должен исключить обрывы и замыкания на землю соответствующих линий.
- Затем включается зажигание. Тестер измеряет уровень сопротивления между выводом 5 разъема жгута проводов и массой. Если диагностика показала 0 вольт, деталь подлежит замене. По другим параметрам можно сделать вывод о замыкании контакта 4G на аккумулятор или о выходе из строя блока управления.
В чём опасность неисправности датчика
О ДМРВ может сложиться во многом ошибочное представление как о датчике, не играющем существенной роли. Ведь тот же газовый клапан может компенсировать его отсутствие или поломку.
Но на практике потеря работоспособности расходомера грозит достаточно серьезными проблемами. И дело здесь не только в том, что двигатель начнет потреблять больше топлива. Хотя этот фактор уже заставляет многих передумать и изменить точку зрения относительно ДМРВ.
Если автовладелец не заметил никаких признаков неисправности в ДМРВ и упустил из виду неисправность, это вскоре может отразиться в виде:
- повышенный расход топлива;
- отказ двигателя;
- пропала тяга;
- отказ двигателя.
Даже такое маленькое устройство, как ДМРВ, может вызвать серьезные проблемы. Поэтому крайне важно следить за признаками неисправного ДМРВ и вовремя принимать соответствующие меры для устранения проблемы.
Если говорить о симптомах неисправности датчиков массового расхода воздуха, то они следующие:
- двигатель отказывается заводиться;
- холостой ход начинает плавать;
- загорается лампочка Check Engine на приборной панели;
- обороты холостого хода увеличиваются или уменьшаются;
- нет тяги;
- разгон происходит с большими задержками;
- наблюдается значительное ухудшение динамики;
- двигатель потребляет большое количество топлива.
Никто не может гарантировать, что проявление одного или нескольких из перечисленных симптомов напрямую связано с расходомером. В двигателе есть ряд других узлов и узлов, которые могут провоцировать подобные явления.
Но иногда рационально начать проверку с ДМРВ. Это можно сделать самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам. Вам просто нужно выбрать лучший метод проверки, с которым вы можете справиться.
Ниссан Альмера
На Nissan Almera устанавливаются ДМРВ Hitachi, хотя можно найти и продукцию Bosch. И нужно понимать, что показания на устройствах разных производителей будут разными.
Для понимания процесса проведем замены на расходомере Hitachi. См выше для Bosch в качестве примера.
К датчику идет 5 проводов. Замеры производятся сначала при включенном зажигании, затем при работающем двигателе. Подготовьте мультиметр, установив его в режим 20 В.
Подход:
- Вставьте иголку или булавку в третий провод (проткните изоляцию) со стороны воздушного фильтра.
- Включите зажигание. «-» на мультиметре к массе батареи, «+» к стрелке. Норма не более 0,4В.
- Заведите автомобиль и выполните действия пункта 2. Норма не более 1,04В. До 1,05 В все еще прилично.
Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы
Чаще всего используются три типа измерителей объема:
- Проволока или нить.
- Фильм.
- Объемный.
В первых двух принцип работы основан на получении информации о массе воздушного потока путем измерения температуры. В последнем могут быть задействованы два варианта учета:
- Путем изменения положения ползунка приводится в движение специальная лопатка, на которую воздействует воздушный поток, проходящий через устройство. Учитывая наличие трущихся механизмов, уровень надежности таких конструкций достаточно низкий. Это стало основной причиной, по которой автопроизводители отказались от датчиков такого типа. Для справки приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера.

ДМРВ объемного типа - подсчет вихрей Кармана. Они образуются, если ламинарный поток воздуха омывает препятствие, края которого достаточно острые. Частота отрывающихся от них вихрей напрямую связана со скоростью воздушного потока, проходящего через устройство.

Конструкция датчика завихрения (широко используется производителем Mitsubishi Motors)
Обозначения:
- А — датчик измерения давления, для фиксации прохождения вихря. То есть частота давления и образования вихрей будут одинаковыми, что позволяет измерить расход воздушной смеси. На выходе с помощью АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой и передается на компьютер.
- Б – специальные трубы, формирующие поток воздуха, близкий по свойствам к ламинарному.
- C — обходные каналы.
- D — остроконечный столб, на котором образуются вихри Кармана.
- E — отверстие для измерения давления.
- F — направление воздушного потока.
Проволочные датчики
До недавнего времени накальный ДМРВ был самым распространенным типом датчика, устанавливаемого на отечественные автомобили модельного ряда ГАЗ и ВАЗ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.

Конструкция счетчика объема ИВКШ 407282.000
Обозначения:
- А — Электронная плата.
- Б — Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
- C — регулировка СО.
- D — Корпус расходомера.
- Электронная почта — Звоните.
- F — Платиновый провод.
- G — Резистор для термокомпенсации.
- H — Держит кольцо.
- I — Корпус электронной карты.
Принцип работы и пример функциональной схемы накального измерителя объема.
Разобравшись с конструкцией прибора, перейдем к принципу его работы, в его основе лежит метод термоанемометра, где терморезистор (РТ), нагреваемый проходящим через него током, помещается в воздушный поток . Под его влиянием изменяется теплоотдача, а следовательно, и сопротивление RT, что позволяет рассчитать объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:
I2*R=(K1+K2*⎷Q)*(T1-T2) ,
где I — ток, проходящий через RT и нагревающий его до температуры T1. При этом Т2 – температура окружающей среды, а К1 и К2 – постоянные коэффициенты.
На основании приведенной выше формулы можно вывести объемную скорость воздушного потока:
Q = (1 / К2) * (I2 * РТ / (Т1 — Т2) — К1)
Пример функциональной схемы с мостовым соединением термопар показан ниже.

Типовая функциональная схема провода ДМРВ
Обозначения:
- Q — измеренный расход воздуха.
- У — усилитель сигнала.
- РТ — проволока термического сопротивления обычно изготавливается из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой находится в пределах 5,0-20,0 мкм.
- РР — температурный компенсатор.
- R1-R3 обычные резисторы.
При расходе, близком к нулю, РТ нагревается до определенной температуры проходящим через него током, что позволяет удерживать мост в равновесии. Как только поток воздушной смеси увеличивается, терморезистор начинает остывать, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления, и как следствие, разбалансировке мостовой схемы. В результате этого процесса на выходе блока усилителя образуется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать потери от потока воздушной смеси и восстановить баланс моста.
Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси, который действует на величину тока, проходящего через мост. Для того чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразуется в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определить расход по частоте выходного напряжения, второй — по уровню.
У этой реализации есть существенный недостаток — высокая температурная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию терморезистор, аналогичный основному, но не подвергают его воздействию потока воздуха.
В процессе эксплуатации на проволочном термисторе может скапливаться пыль или грязь, для предотвращения этого этот элемент подвергают кратковременному высокотемпературному нагреву. Выполняется после выключения двигателя.
Пленочные воздухомеры
Пленочный ДМРВ работает по тому же принципу, что и филамент. Основные отличия заключаются в конструкции. В частности, кристалл кремния используется вместо сопротивления платиновой нити. Он покрыт несколькими слоями платинового напыления, каждый из которых играет определенную функциональную роль, а именно:
- Датчик температуры.
- Термическое сопротивление (обычно их два).
- Сопротивление нагреву (компенсация.
Этот кристалл установлен в защитном корпусе и помещен в специальный канал, по которому проходит воздушная смесь. Геометрия канала спроектирована таким образом, что измерения температуры берутся не только от входящего потока, но и от отраженного. За счет созданных условий достигается высокая скорость движения воздушной смеси, что не способствует отложению пыли или грязи на защитном кожухе кристалла.

Особенности конструкции кино ДМРВ
Обозначения:
- А — Корпус расходомера, в который вставляется измерительное устройство (Е).
- B — Разъемы для разъема, который подключается к компьютеру.
- C — Чувствительный элемент (многослойный кристалл кремния с напылением, помещенный в защитный корпус).
- D — Электронный контроллер, с помощью которого осуществляется предварительная обработка сигналов.
- E — Корпус измерительного прибора.
- F — Канал, сконфигурированный для получения тепловых показаний по отраженному току и входному току.
- G — Измеренный расход воздушной смеси.
Как было сказано выше, принцип работы филаментных и пленочных сенсоров аналогичен. Это означает, что чувствительный элемент изначально нагревается до температуры. Поток воздушной смеси охлаждает термопару, что позволяет рассчитать массу воздушной смеси, проходящей через датчик.
Как и в устройствах накаливания, выходной сигнал может быть аналоговым или преобразованным в цифровой с помощью АЦП.
Следует отметить, что погрешность накальных измерителей объема составляет около 1%; для пленочных аналогов этот показатель составляет около 4%. Однако большинство производителей перешли на пленочные сенсоры. Это объясняется как более низкой стоимостью последних, так и расширенным функционалом ЭБУ, обрабатывающих информацию от этих блоков. Эти факторы затмили точность приборов и их быстродействие.
Следует отметить, что за счет развития технологии производства флэш-микроконтроллеров, а также внедрения новых решений удалось значительно снизить погрешность и увеличить быстродействие пленочных структур.
Как проверить датчик массового расхода воздуха
Устройство достаточно сложное и дорогое, что потребует осторожности при отказе от него. Лучше использовать инструментальные методы, хотя ситуации могут быть разные.
Способ 1 — внешний осмотр
Размещение ДМРВ на пути воздушного потока уже за фильтром должно защищать элементы датчиков от механических повреждений отлетающими твердыми частицами или грязью.
Но фильтр не идеален, он может быть сломан или неправильно установлен, поэтому состояние датчика предварительно можно оценить визуально.
Его чувствительные поверхности не должны иметь механических повреждений или видимых загрязнений. В таких случаях прибор больше не сможет давать правильные показания и потребуется вмешательство для ремонта.
Способ 2 — отключение питания

В непонятных случаях, когда ЭСУД не может однозначно отклонить датчик с переходом в режим байпаса, такое действие можно выполнить самостоятельно, просто выключив двигатель и удалив электрический контакт с ДМРВ.
Если работа двигателя станет более стабильной, а все изменения останутся только характерными для программной перепрошивки датчика, например, увеличение оборотов холостого хода, то подозрения можно считать подтвержденными.
Способ 3 — проверка мультиметром

Все машины разные, поэтому нет простого способа проверить ДМРВ мультиметром-вольтметром, но на примере самых распространенных вазовских датчиков можно показать, как это делается.
Вольтметр должен иметь подходящую точность, т.е быть цифровым и иметь не менее 4 разрядов. Его необходимо подключить между приборной «массой», которая находится на разъеме ДМРВ, и сигнальным проводом с помощью игольчатых щупов.
Напряжение нового датчика после включения зажигания не совсем достигает 1 вольта, для исправного ДМРВ (найдены системы Бош, Сименс, есть и другие показатели и методы) оно находится примерно в пределах до 1,04 вольта и должен сильно увеличиваться при ветре, т.е взлетать и делать развороты.
Теоретически сенсорные элементы можно назвать омметром, но это уже профессия для профессионалов, хорошо знающих материальную часть.
Способ 4 — проверка сканером Вася Диагност

Если предпосылок для отображения кода ошибки еще нет, но возникли подозрения на датчик, можно просмотреть показания через компьютерный диагностический сканер, например, VCDS, который в русской адаптации называется Вася Диагност.
На экране отображаются каналы, связанные с текущим потоком воздуха (211, 212, 213). Переводя двигатель в разные режимы, можно увидеть, насколько показания ДМРВ соответствуют заданным.
Бывает, что отклонения возникают только при определенном расходе воздуха, и ошибка не успевает проявиться в виде кода. Сканер позволяет оценить это гораздо подробнее.
Способ 5 — замена на исправный

ДМРВ относится к тем датчикам, замена которых не представляет сложности, он всегда на виду. Поэтому зачастую проще всего использовать сменный датчик, и если по объективным показателям или данным сканера работа двигателя нормализуется, остается только купить новый датчик.
Обычно у диагностов есть замена всем таким устройствам. Нужно только убедиться, что сменный блок точно такой же, как и должен быть для этого двигателя по спецификации, одного взгляда недостаточно, нужно свериться с каталожными номерами.
Как проверить ДМРВ на исправность
Существует несколько основных методов проверки ДМРВ, которые позволят подтвердить, что он неисправен.
Проверка ДМРВ в движении
Самый простой способ диагностики расходомера — анализ работы мотора при принудительном отключении датчика. Проверка проходит так:
- откройте капот и отсоедините разъем от датчика массового расхода воздуха. Затем закройте капот;

- Затем вы садитесь за руль автомобиля и запускаете двигатель. Автомобиль должен начать работать в аварийном режиме, при этом загорится индикатор Check Engine. В такой ситуации количество воздуха в топливной смеси будет определяться в зависимости от положения дроссельной заслонки;
- Попробуйте покататься на машине и обратите внимание на динамику по сравнению с тем, как машина работала до отключения MAF. При выключенном датчике машина должна стать «живой», т.е быстрее разгоняться. Если это так, то можно с уверенностью говорить о проблемах с датчиком массового расхода воздуха.
Настоятельно не рекомендуется длительное время пользоваться автомобилем с выключенным ДМРВ.
Проверка ДМРВ мультиметром
Диагностировать проблему с датчиком можно с помощью мультиметра. Для этого нужно сначала разобраться с конструкцией устройства и его «распиновкой», то есть разводкой проводов на плате. С датчика массового расхода воздуха выходит 4 провода. В зависимости от модели и производителя ДМРВ их цвета могут различаться, но в большинстве случаев они следующие:
- Розовый (или розово-черный): провод к главному реле;
- Зеленый: провод на землю;
- Серый: провод к питанию;
- Желтый: входной сигнал.

Для проверки ДМРВ мультиметр необходимо перевести в режим измерения постоянного напряжения и установить на предел 2 вольта. Затем нужно включить зажигание, но не запускать двигатель. После этого подключите красный щуп мультиметра к сигнальному входу датчика (желтый щуп), а черный щуп к земле (зеленый щуп). Это можно сделать, не «оголяя» провода, вставив щупы диагностического блока через резиновый уплотнитель разъема.
По результатам измерений можно сделать выводы о состоянии датчика:
- Полностью исправный блок (новый): 0,996 — 1,01 Вольт;
- Датчик в хорошем состоянии, но уже работал: 1,01 — 1,02 Вольта;
- Датчик работал давно, но до сих пор работает: 1,02 — 1,03 Вольта;
- В ближайшее время потребуется замена ДМРВ: 1-03 — 1,04 Вольт;
- Расходомер близок к отказу, но еще справляется с задачами: 1,04 — 1,05 Вольт;
- Датчик подлежит замене: 1,05 Вольт и выше.
Некоторые современные бортовые компьютеры позволяют увидеть напряжение на датчике массового расхода воздуха. В таких ситуациях можно обойтись без мультиметра.
Замена ДМРВ
Для замены датчика своими руками необходимо подготовить фигурную отвертку и ключ на «10».
Процедура замены состоит из следующих шагов:
- Сначала выключите зажигание, откройте капот.
- Далее нужно отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
- На следующем этапе нужно ослабить хомут, которым гофра стыкуется с ДМРВ.
- Затем снимите гофру с трубы.
- Затем нужно отогнуть кулачок и отсоединить разъем датчика.

Отсоедините разъем датчика - Затем ключом на «10» нужно открутить болты крепления датчика к корпусу воздушного фильтра.
- Теперь можно снять ДМРВ.
- Установка датчика своими руками выполняется в обратной последовательности.
Поэтому, если машина останавливается, есть все признаки поломки ДМРВ, перед началом ремонта следует проверить уровень сигнала, он не должен быть низким, выполнить полную диагностику машины и отремонтировать все неисправные узлы и части.
Важно регулярно проходить техосмотр автомобиля и вовремя проводить техническое обслуживание, тогда детали и узлы прослужат дольше.
- https://avtozam.com/elektronika/sensor/dmrv-priznak-neispravnosti/
- https://mashintop.ru/articles.php?id=2513
- https://ligkaskad.ru/repair/kak-zamenit-datcik-massovogo-rashoda-vozduha-na-bmw-3-j-serii-2004-2013-gg.html
- https://asx-club.su/usefull/dmrv.html
- https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/datchik-massovogo-raskhoda-vozdukha-priznaki-neispravnosti.html
- https://kodobd.top/dmrv-kak-proverit/
- https://DriverTip.ru/zhizn/proverit-rabotosposobnost-datchika-massovogo-rashoda-vozduha.html
- https://dzen.ru/a/X7fmCP_h3n9ck7qC
- https://www.asutpp.ru/datchik-rasxoda-vozduxa.html
- https://shamrin.ru/proverka-datchika-maf-multimetrom/
- https://okeydrive.ru/kak-proverit-dmrv-multimetrom/
