Для чего предназначен и где находится расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Так что достаточно открыть капот, чтобы найти указанный бак. Как правило, этот элемент всегда находится на виду, чтобы водитель мог легко проверить уровень охлаждающей жидкости, а также при необходимости долить антифриз или антифриз. На разных машинах бак может быть установлен слева или справа от силового агрегата, ближе к моторному щиту или дальше от него.
Основная функция бака – компенсация изменившегося объема теплоносителя. Этот эффект возникает в результате изменения температуры жидкости. Узел системы охлаждения может быть разным, в одних случаях бак представляет собой простую емкость для лишней жидкости, а в других — это целый узел, способный регулировать давление в системе.
Расширительный бачок необходим для жидкостной системы современных двигателей внутреннего сгорания. Дело в том, что охлаждающие жидкости (тосол, тосол) представляют собой водный раствор на основе этиленгликоля или пропиленгликоля. Такая жидкость имеет более высокий коэффициент теплового расширения по сравнению с водой.
Проще говоря, заливая такую жидкость в радиатор, после прогрева ДВС и выхода на рабочую температуру жидкость тоже будет нагреваться и расширяться. Получается, что фактически образуется профицит, возникает повышенное давление и так далее
Если заглушить двигатель, то после остывания охлаждающей жидкости объем жидкости снова уменьшается, а в системе создается вакуум. Это приводит к всасыванию наружного воздуха через клапан в крышке радиатора. Совершенно очевидно, что в этом случае будут создаваться воздушные пробки, вызывающие нарушения теплообмена, перегрев двигателя, некорректную работу системы охлаждения и т.д.
Чтобы этого не происходило, устанавливается отдельная емкость (бак системы охлаждения), куда из радиатора поступает излишек горячей охлаждающей жидкости. Наличие жидкости в баке также позволяет избежать образования вакуума и образования воздушных карманов, так как при уменьшении объема в результате охлаждения жидкость из бака заполняет пустоты.
Сегодня конструкторы пошли еще дальше, переместив ранее находившийся в крышке радиатора перепускной клапан в расширительный бачок. Получается, что сброс давления и избытка антифриза при закипании происходит через крышку бачка. Другими словами, бачок взял на себя функцию верхней части радиатора и перестал быть простым резервуаром.
Как было сказано выше, бак может быть установлен в разных местах машинного отделения, но место установки должно быть реализовано таким образом, чтобы был достигнут эффект сообщающихся сосудов. Бак и радиатор соединены патрубками.
Такое решение обеспечивает доступ излишков горячего антифриза к расширительному бачку. При остывании теплоносителя недостаток объема в системе также можно компенсировать приемом жидкости из бачка. Такое расположение исключает попадание воздуха в радиатор и образование воздушных пробок в системе.
Жидкости для заливки в бак
Современные автомобили, построенные с широким применением новых технологий, очень требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе к охлаждающей жидкости. Список требований таков:
- жидкость должна кипеть при температуре не ниже 110°С;
- порог замерзания — от минус 20 до -60°С в зависимости от условий внешней среды;
- отсутствие пенообразования при контакте с рабочим колесом, минимальная вязкость;
- в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических деталях;
- химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тысяч километров пробега.

Антифриз — чисто отечественный продукт, синтезированный еще в советское время
Всем этим требованиям соответствует антифриз или антифриз, которые одинаковы. Название антифриз происходит от английского слова antifreeze, что означает «незамерзающий». Тосол – это вещество, изготовленное на той же основе из этиленгликоля в бывшем Советском Союзе. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и суффикса «ол», встречающегося в названиях химических препаратов.
Основа тосола и антифриза одна и та же – вода + этиленгликоль в разных пропорциях. Отличия продуктов разных производителей могут заключаться в упаковке ингибирующих добавок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не будет, но одни вещества могут нейтрализовать действие других, и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости роли не играет – это просто краситель.
Дистиллированная вода может быть использована для заполнения резервуара в следующих случаях:
- разбавить концентрат антифриза до нужной температуры замерзания;
- в случае аварийной ситуации — полная или частичная потеря охлаждающей жидкости в пути;
- с целью стирки.

Цвет антифриза на свойства не влияет, важен пакет присадок
Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает вышеперечисленным требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому его заливают временно или как растворитель антифриза.
Водопроводную воду, насыщенную солями, нельзя наливать в расширительный бачок. Исключение составляют поломки и потеря антифриза в пути и отсутствие поблизости автосалона. Устраните утечку, заполните систему охлаждения водопроводной водой, доберитесь до гаража или заправки и немедленно слейте ее. В противном случае на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.
Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля
О неисправностях и ремонте ёмкости
В процессе эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;
- загрязнение или выход из строя пробки перепускного клапана;
- поломка корпуса бака;
Стенка бака трескается из-за избыточного давления изнутри
- течь антифриза из-под крышки.
Негерметичность крышки характеризуется появлением на корпусе разноцветных полос
Большинство автомобилистов при поломке клапана или корпуса просто меняют деталь на новую. Это связано с отсутствием времени на ремонт и дешевизной этих запчастей. Хотя при желании бризантный пластик на баке можно запаять, а крышку разобрать и почистить.
Утечки из-под крышки возникают при неплотном прилегании или из-за конструктивных особенностей тары. Например, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего маленького кронштейна, соединенного с радиатором, попадает прямо в горловину и вызывает течь. Выход из ситуации — установка более совершенного бака от Priora».
Замена бачка расширения своими руками
Поменять расширительный бачок на любой машине может любой желающий. Порядок проведения работ примерно одинаков для всех марок и моделей:
- Слейте жидкость из бака и форсунок.
- Под слив нужно заранее поставить емкость, чтобы антифриз или тосол не попали на пол или землю. Не забывайте, что эта жидкость содержит метиловый спирт, поэтому место слива можно считать пожароопасным.
- Отсоедините крепления от бака (обычно они выполнены в виде хомутов или хомутов).
- Снимите трубы с бака.
- Установите новый расширительный бачок, подсоедините к нему подводящие шланги, для надежности закрепите их новыми хомутами.
- Долейте новый антифриз/антифриз.
- Запустить двигатель.
- Убедитесь, что на стыках между бачком и трубами нет утечек, а количество жидкости было добавлено столько же, сколько было слито.
Таким образом, любые проблемы с расширительным бачком водитель может решить самостоятельно. Этот товар стоит совсем не дорого, поэтому в большинстве случаев автолюбители предпочитают покупать новые баки, а не ремонтировать старые.
Устройство расширительного бачка

Конструктивно этот контейнер очень прост. Материал изготовления – прозрачный пластик. Кроме того, в бак также может быть встроен датчик, сигнализирующий водителю о критическом снижении уровня охлаждающей жидкости.
Сверху бак закрыт крышкой, где установлен вентиль для регулирования давления. Если давление в системе повышается, клапан срабатывает.
Также на стенке бака имеется индикатор уровня в виде отметок «минимум» и «максимум», благодаря чему можно проверить уровень жидкости. Важно понимать, что на холодном двигателе уровень не должен опускаться ниже минимума. Превышение максимального уровня также не допускается.
Что касается крышки бака с клапаном, то она герметично закрывает емкость на холодном ДВС. Но когда двигатель достигает рабочей температуры и охлаждающая жидкость нагревается, естественно повышается давление в системе охлаждения и в баке.
Если повышение давления достигает в среднем 120 кПа, клапан открывается. Когда давление падает в среднем до ок. 83,4 кПа, клапан закрывается. Такая работа клапана необходима, чтобы избежать обрыва трубы, повреждения радиатора и т д
Параллельно с этим после остывания двигателя начинает падать давление в системе, уменьшается объем охлаждающей жидкости и создается разряжение. Когда давление падает в среднем ниже отметки 3 кПа, впускной клапан расширительного бака открывается для впуска воздуха. В результате выравнивается перепад давления, а недостающий объем жидкости компенсируется из бака.
Что нужно знать, чтобы залить антифриз правильно

Начнем с того, что нельзя смешивать охлаждающие жидкости с разными свойствами, так как такая смесь может в результате дать нерастворимый осадок. Это приведет к тому, что каналы радиатора и другие чувствительные части системы со временем закипят. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно просто залить в автомобиль антифриз, допущенный к применению производителем конкретного автомобиля, и долить аналогичный состав, дополняющий имеющуюся жидкость.
Поведение охлаждающей смеси при добавлении воды остается открытым вопросом. В какой-то мере разбавленная смесь способна проявлять отличные свойства при условии использования дистиллированной воды. Обычная водопроводная вода здесь не подойдет.
Стоит помнить, что цвет охлаждающей жидкости не зависит от ее состава. Например, синяя и красная охлаждающие жидкости могут оказаться абсолютно совместимыми, а две разные зеленые жидкости в итоге будут иметь разную основу и состав присадок.
Многие автовладельцы совершают ошибку, не зная, куда доливать антифриз. И по незнанию они всегда используют для этого радиаторные часы. Это отверстие действительно есть в этом устройстве, но только в раскладных моделях. В радиаторную систему с неразъемным корпусом жидкость не следует заливать и доливать напрямую. Антифриз попадает в радиатор и другие узлы системы охлаждения через расширительный бачок.
При полной замене старой жидкости на новую или при смене марки имеющаяся охлаждающая жидкость сливается из разборного радиатора через индивидуальное отверстие. Остальная жидкость вытекает через дополнительную пробку, иногда прикрытую снизу защитной панелью.
Здесь не всегда помогут универсальные инструкции, так как некоторые модели автомобилей оснащены нестандартными системами охлаждения с индивидуальной схемой слива и наполнения. Это сильно отличает продукцию британских автопроизводителей. Стандартная процедура заливки охлаждающей жидкости проста и состоит из нескольких шагов, которые вы можете выполнить самостоятельно без помощи специалистов.
На что влияет уровень охлаждающей жидкости?
Двигатель охлаждается благодаря продуманной герметичной системе труб и каналов, по которым постоянно циркулирует антифриз. Пока двигатель не прогрелся до рабочей температуры, радиатор сначала приводится в движение насосом по малому кругу (печка, ГБЦ, блок цилиндров). Как только сам антифриз прогрелся до отметки 90 градусов, термостат открывается и запускает большую циркуляционную циркуляцию.
По мере продолжения процесса объем жидкости увеличивается, исходя из законов физики, на 3-5%!, и все излишки мигрируют в расширительный бачок. Когда поток остывает, избыток антифриза снова поступает в двигатель. Процесс предотвращает образование паровых пробок, негативно влияющих на устройство. Это поддерживает необходимый уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если уровень охлаждающей жидкости критически низкий, ее недостаток приводит к появлению пробок от пара или воздуха, что нарушает температурный режим ГБЦ. В результате головка перегревается, трескается, а охлаждающие и масляные каналы разрушаются. Снижается общая компрессия и мощность, что приводит к повышенному расходу топлива и другим проблемам, вплоть до полного выхода из строя двигателя, которому предстоит капитальный ремонт.

Избыток антифриза приводит к повышению давления в системе, что приводит к протечкам шлангов и крышки расширительного бачка или радиатора. Контакт холодной охлаждающей жидкости с горячим блоком цилиндров вызывает резкое падение температуры. В редких случаях могут образоваться трещины. В результате начинаешь выяснять, сколько антифриза должно быть в расширительном бачке.
Место бачка в охладительной системе
Емкость для компенсации расширения антифриза может быть установлена в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Бак крепится к кузовным частям — боковинам и перегородке кабины с помощью резинового хомута или специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.

Обычно бак устанавливают ближе к патрубку радиатора
Есть контейнеры на 2 и 3 штуцера. Последний соединен тремя шлангами со следующими агрегатами:
- Толстая труба, соединенная с нижним штуцером сосуда, соединяет его с магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. По этому шлангу антифриз увеличивается в объеме и поступает в бак.
- Тонкая трубка от радиатора к верхнему кронштейну. Предназначен для выпуска жидкости и пара непосредственно из радиатора.
- Другая тонкая трубка, соединенная с центральным кронштейном, идет от радиатора отопителя салона. Задача у него та же – удалить лишний антифриз и пар в емкости.

Излишки антифриза из трех агрегатов поступает в бачок по 3 штуцерам
Баки, оснащенные двумя штуцерами, подключаются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения; связи с печкой нет.
Расширительный бачок является самой высокой точкой в системе охлаждения двигателя. Это делается для того, чтобы жидкость из бака могла поступать в контур в соответствии с законом о сообщающихся сосудах. При уровне антифриза в бачке на 3-4 см выше метки Min на корпусе все патрубки и агрегаты залиты антифризом. В том числе и высший из них — контур охлаждения газового клапана.

Остаточный воздух из системы удаляется через трубы газового отопления
При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снять патрубок охлаждения газа. Это позволяет вытеснить воздушные карманы из проводов и радиатора духовки.
Можно ли ездить если расширительный бачок пустой?
Запрещающее предложение звучит так: «При пустом расширительном бачке охлаждающую жидкость не доливать. В противном случае в систему может попасть воздух – опасность повреждения двигателя! Не двигайся»!
Как проверять уровень антифриза на холодную или на горячую
Как правильно проверить уровень охлаждающей жидкости:
- Проверку следует проводить после длительной остановки, например, утром. Это позволит жидкости остыть.
- Хорошо, если уровень находится примерно посередине между минимальным и максимальным показателями.
- Доливку при необходимости также следует производить на холодном двигателе.

Сколько литров антифриза в Форд транзит?
Объем 8 л.Интервал замены 100 000 км/72 мес.
Конструкция и принцип действия
Современные расширительные бачки для автомобилей представляют собой бак из прочного толстостенного пластика с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам системы охлаждения. Форма бака не имеет значения с точки зрения функциональности, поэтому производители подгоняют ее под расположение бака.

Форма бака зависит от места установки и может быть разной – круглой, прямоугольной или плоской
Емкость сосуда для расширения антифриза рассчитывается для каждой модели автомобиля и зависит от общего объема жидкости в трубах и узлах. Причем в холодном состоянии бак заполнен антифризом лишь наполовину, остальное пространство занято воздухом, который может сжиматься под давлением. Горловина бака закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы бака следующий:
- При «холодном» двигателе бак полупустой — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметками на корпусе.
- После запуска двигателя антифриз начинает расширяться и уровень в сосуде повышается, а воздушный зазор сужается. Колпачковый клапан остается герметичным.
- При достижении жидкостью рабочей температуры 90-95°С и максимальном увеличении объема давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1-1,2 бар или 120 кПа). Он открывается и выпускает воздух в атмосферу.
- В процессе охлаждения двигателя наблюдается обратная картина – клапан пропускает воздух в обратном направлении до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает воздушные пробки в шлангах и радиаторах.

Устройство емкости достаточно простое – корпус емкости закрывается пробкой со встроенным вентилем
В аварийной ситуации, когда по разным причинам закипает антифриз или вода, предохранительный клапан выпускает не только воздух, но и пар.

Встроенный датчик посылает сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов
В некоторых моделях автомобилей, например ВАЗ 2110-2115, бачок снабжен второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если из-за поломки или течи узла антифриз начинает подтекать и уровень в бачке падает до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.
Есть автомобили (как отечественные, так и импортные), где расширительный бачок закрывается простой пробкой, не снабженной клапаном и сообщающейся с атмосферой. В таких системах крышка основного радиатора выполняет функцию снижения давления и повторного ввода воздуха, а бачок только компенсирует расширение жидкости.

Крышка радиатора оснащена перепускным клапаном, направляющим излишки антифриза в расширительный бачок
Распространенные неисправности

Как правило, большинство проблем не связано с самой емкостью. Не так часто бывают случаи, когда сам бак лопается и начинает течь без видимых причин. Но даже с учетом простой конструкции пробка на расширительном бачке системы охлаждения двигателя вполне может оказаться проблемной деталью.
Клапан, встроенный в крышку, может выйти из строя. Недостаточное уплотнение может также возникать из-за деформации резинового кольца. В результате таких неисправностей крышка может начать подтекать антифризом, система станет завоздушенной и так далее
Если клапан в крышке начинает глючить, в таком случае неизбежны отклонения в работе системы охлаждения ДВС. Помимо образования воздушных карманов, такая ситуация в ряде случаев приводит к критическому повышению давления и разрыву расширительного бачка. В такой ситуации бак необходимо заменить на новый. Не рекомендуется пытаться восстановить поврежденный контейнер путем запайки трещин.
Если говорить о крышке, то ее повреждения и дефекты, а также неисправности клапанов из-за засорения или усталости являются причинами замены крышки. В некоторых случаях крышку чистят в попытке восстановить работоспособность, но этот способ не всегда срабатывает. Учитывая невысокую стоимость, элемент лучше сразу заменить.
Контроль уровня антифриза
Для этого используется несколько методов:
- Наблюдение за индикатором на панели приборов.
- Контроль уровня охлаждающей жидкости непосредственно в расширительном бачке.

В нормальных условиях эксплуатации это следует делать раз в месяц и обязательно перед дальней поездкой. Если в дороге на приборной панели появляется знак перегрева, эта проблема иногда возникает из-за недостаточного уровня антифриза в системе. Зимой об этом может свидетельствовать медленный нагрев и плохая работа печки.
Заметив нестандартное поведение силового агрегата по отношению к температурному режиму работы, необходимо посетить АЗС для диагностики механизма, так как работа при перегреве чревата деформацией многих деталей ДВС.
понимание того, как правильно заливать и доливать охлаждающую жидкость, поможет водителю предотвратить перегрев двигателя.
Зачем менять охлаждающую жидкость
Как и все технические жидкости, антифриз имеет свойство стареть – со временем он теряет свои свойства. Старый состав хуже выполняет свою основную задачу – отводит тепло от двигателя. Кроме того, в нем скапливается грязь, которая может забивать каналы в двигателе или патрубки радиатора. Все это чревато перегревом двигателя. В результате можно «попасть» на ремонт двигателя. Насколько это будет сложно и дорого, зависит от конструкции двигателя, степени перегрева и простого везения.
4 коварных ошибки, которые совершают водители при доливке охлаждающей жидкости в авто
добавление охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя — это целая наука. После покупки автомобиля большинство новых автовладельцев обнаруживают, что могут без проблем перегонять его из одного сервиса в другой. При этом абсолютно все водители игнорируют пункт 2.3.1 ПДД, предписывающий «перед выездом проверить и убедиться в исправном техническом состоянии автомобиля в пути».

И если, как минимум, целостность шин можно оценить визуально, не поднимая капот, то не заглянув в подкапотное пространство, проверить уровень рабочих смесей не получится. Но даже если это сделал водитель, его последующие действия, скорее всего, будут сопровождаться ошибками. Возьмем, к примеру, процесс пополнения запаса охлаждающей жидкостью и типичные ошибки автолюбителей в этом процессе.
Горячий душ
Лучше всего проверять уровень антифриза утром, прежде чем вы планируете запустить двигатель. В первую очередь наиболее точными будут показатели на холодную, так как при нагреве смесь имеет свойство расширяться, а при работе двигателя уровень в расширительном бачке может падать, часть жидкости попадает в СОД.

Во-вторых, устройство не будет отображать давление при работающем двигателе. Так что, открутив пробку с расширительного бачка, водитель не будет обливать себя и окружающих ядовитым кипятком.
На горке не доливать
Прежде чем заливать антифриз в расширительный бачок, убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности. В противном случае даже в морозы показатель уровня охлаждающей жидкости в автомобиле будет некорректным.
Не переливать
Охлаждающую жидкость необходимо доливать строго до указанного в инструкции уровня, как правило, он находится ровно посередине между отметками MIN и MAX на расширительном бачке. Это необходимо для того, чтобы при циркуляции антифриза по системе и ее нагревании оставалось свободное пространство, куда могла поместиться лишняя жидкость.

Перелив «теплоносителя» при неработающем кране в пробке расширительного бачка может вызвать повышение давления в агрегате, что негативно скажется на состоянии патрубков, радиатора или самой пробки бачка – она будет выдавлена, жидкость начнет вытекать, а двигатель сбоку начнет нагреваться, что может привести к его повреждению.
Сколько нужно заливать антифриза
Сколько антифриза должно быть в системе охлаждения, можно узнать в инструкции по эксплуатации конкретной модели автомобиля. В среднем необходимый объем охлаждающей жидкости составляет 5-8 литров. Самое главное, чтобы уровень антифриза оставался между максимальной и минимальной отметками. Примеры необходимого количества антифриза для некоторых популярных моделей автомобилей:
- ВАЗ. У классических моделей (с 2101 по 2107) этот показатель в среднем составлял 8,6 л. Более новые переднеприводные автомобили (Приора, Калина, Гранда и другие) потребуют около 7,8 литров;
- Рено. «Логану» нужно 5,5-6 литров;
- Киа. Солярису с двигателем 1400 см³ нужно 5,5 л, а с двигателем 1600 см³ – 5,8 л.

Состав
Ответ на вопрос, как долить антифриз, содержит несколько пунктов. Чтобы правильно долить охлаждающую жидкость, нужно учитывать особенности своего автомобиля. Если вы решили, что пора обновить количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения, обратите особое внимание на ее состав. Все антифризы делятся на категории или классы:
G11. Это традиционные жидкости на основе этиленгликоля, воды и силикатных присадок. Они имеют совершенно неорганический состав, поэтому их можно смешивать только друг с другом. Для этих антифризов производители обычно выбирают такие цвета, как синий, зеленый и иногда желтый.
G12. Это охлаждающие жидкости, которые называются органическими или карбоксилатными. Этиленгликоль также является их основой, но в качестве добавок используются соединения с карбоновой кислотой. Такие вещества можно сочетать с такими же или с антифризами, маркировка которых содержит плюсы. Чаще всего такие жидкости окрашены в теплые тона: красный, фиолетовый, розовый и оранжевый.
G12 (с плюсами). Это гибридные соединения, содержащие как силикатные добавки, так и органические добавки на основе карбоновой кислоты. Они подходят для смешивания с другими жидкостями этой категории или с хладагентами категории G12. По цвету чаще всего можно встретить ярко-желтые, лиловые, лиловые и алые антифризы этого класса.
G13. Эти вещества известны как лобриды, так как они существенно отличаются от других хладагентов. Состав охлаждающей жидкости этой категории основан на пропиленгликоле. Поэтому смешивать такие составы можно только между собой. Они окрашены в пурпурный, розовый и лиловый цвета, но иногда можно встретить и желтый антифриз класса G13.
МУЛЬТИ МОРОЗИЛЬНИК. Эта жидкость – уникальный продукт, который можно смешивать с представителями любого класса. Состав совместим как с традиционными неорганическими, так и с карбоксилатными антифризами. Multifreeze также подходит для добавления в гибридные и лобридные жидкости.
Можно ли добавлять в систему охлаждения несовместимые соединения? Нет, это повредит машине. Если вы не знаете, какой антифриз заливали в машину на заводе, остатки лучше слить. Это необходимо сделать для того, чтобы новый продукт не вступил с ним в непредсказуемую химическую реакцию.
Можно ли ездить если течет тосол?
Утечка антифриза может иметь серьезные последствия для автомобиля, поэтому ни в коем случае нельзя продолжать движение. В зависимости от причины протечки можно использовать обычную воду. При разовом использовании вода не повредит автомобилю больше, чем поездка без охлаждающей жидкости.
Как заливать антифриз в систему: пошаговая инструкция

Шаг 1: Приобретите нужную жидкость, предварительно выбрав ее свойства из руководства по эксплуатации автомобиля и выбрав подходящего производителя.
Шаг 2: Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу прибл. 10 минут. Затем включите автономный отопитель на полную мощность и заглушите двигатель.
Шаг 3: Полностью слейте весь имеющийся антифриз или антифриз из системы охлаждения. Чтобы жидкость вытекала из всех углов, наклоните автомобиль задней частью вверх. Кроме того, перед добавлением свежей охлаждающей жидкости стравите избыточное давление из системы, повернув расширительный бачок. Некоторые модели требуют, чтобы вы вставили сразу две заглушки или только одну на самом радиаторе. После того как жидкость и пробка остынут, последнюю можно полностью выкрутить, не опасаясь обжечься. Таким же образом открывается дренажное отверстие в нижней части радиатора. Заранее подставьте под это отверстие емкость для слива жидкости и ее последующей утилизации.
Шаг 4: После полного удаления антифриза промойте систему охлаждения, если вы заливаете охлаждающую жидкость другой марки, а также если система давно не подвергалась профилактике. Следы коррозии и отложения прекрасно удаляются дистиллированной водой. Если накопилось приличное количество грязи, следует использовать специальные промывочные составы для СО.
Можно ли доливать в антифриз воду: распространенные мифы
Есть мнение, что смешивать воду и антифриз нельзя, иначе жидкость замерзнет.
Многие автолюбители ошибочно полагают, что если в охладитель добавить воду, то она не будет смешиваться с ним, а будет перемещаться по системе в виде капель или пробок. Следуя этой логике, можно сделать вывод, что вода сразу же превратится в лед при температуре наружного воздуха ниже нуля.

На самом деле все иначе. Дело в том, что вода смешивается с антифризом. Этиленгликоль растворяется в воде, состав становится однородным. Конечно, свойства смеси будут другими, изменится температура застывания и кипения. Однако вода не превращается в лед.
Основные функции бачка
Основная функция бачка — сливать лишнюю охлаждающую жидкость и избыточное давление для хранения, пока двигатель прогревается. Происходит это из-за того, что при нагреве увеличивается объем жидкости и давление во всей системе. Нагревая жидкость, тосол или антифриз расширяется, давление увеличивается и начинает подниматься к верху системы по тому же принципу, что и в системе отопления дома.
Верхней точкой системы, как уже было сказано, является этот расширительный бачок. Следует отметить, что жидкость увеличивается только в состоянии, прогретом от двигателя, после повторного остывания после остановки двигателя она будет стекать в радиатор. Чтобы жидкость не пролилась, на корпусе этой пластиковой тары есть специальные маркировки. Заполнять нужно по следующему принципу. Жидкость нельзя доливать выше максимальной отметки и ниже минимальной отметки, это может привести к различным проблемам.
Вторая функция этого устройства – удаление пара, который скапливается в результате испарения жидкости. Это делается за счет того, что на крышке имеется специальный клапан, который при необходимости выпускает и всасывает воздух.
Существуют также системы охлаждения, где крышка радиатора отвечает за стравливание воздуха и избыток нагретого тосола или тосола. В таких системах охлаждения двигателя расширительный бачок не считается важной деталью.
Типичные ошибки при доливе охлаждающей жидкости
Доливать уровень охлаждающей жидкости в системе нужно не только вовремя, но и правильно. В своих инструкциях автопроизводители подробно описывают все тонкости процедуры. На упаковке любого антифриза всегда есть рекомендации. Но многим автолюбителям сам процесс кажется простым, поэтому никто не вникает в техническую документацию. Для того, чтобы вы избежали типичных ошибок, мы подготовили их оценку.
1. Постоянная спешка
Производители автомобилей и охлаждающих жидкостей подчеркивают строгую необходимость добавления антифриза в «холодную» систему жирным шрифтом, предупредительными и восклицательными знаками. Машина должна быть оставлена с выключенным двигателем не менее чем на 10 минут. Каков риск поломки? Во-первых, это опасно.
это важно! При добавлении холодной жидкости в горячую начинается характерное шипение. В результате опрометчивый водитель получает ожоги рук и жирные пятна в моторном отсеке. Но есть и технический аспект. Нагретая жидкость занимает максимальный объем, поэтому добавить получится немного. По мере остывания уровень антифриза будет падать, но вы этого не заметите.
2. Добавьте воду
Химический состав автомобильной охлаждающей жидкости рассчитан на стандартное содержание воды – это примерно 5%. В такой концентрации сохраняются все антикоррозийные, антипенные и другие эксплуатационные свойства продукта. Если вы добавляете только воду, уже невозможно гарантировать какие-либо свойства всей жидкости. Подобные действия часто приводят к замерзанию, что в итоге приводит к повреждению провода и радиатора. Доливка воды допускается только в аварийных ситуациях, когда необходимо поднять уровень охлаждающей жидкости, а взять подходящий состав неоткуда. Сразу же после ненормального разбавления антифриза необходимо ехать на СТО для промывки системы и заправки хорошей охлаждающей жидкостью.

3. Резкие движения
Эта ошибка также связана с проблемами безопасности. Он заключается в том, что некоторые автомобилисты резко откручивают заливную горловину. Если машина недавно работала, это может привести к выбросу большого количества горячего пара. Чтобы защитить себя от ожогов, действуйте осторожно и медленно.
4. Перепутал детали
Некоторые автолюбители, особенно те, кто никогда не сталкивался с проблемой доливки антифриза, хотят долить его прямо в радиатор. Это можно сделать только с некоторыми моделями автомобилей, остальным лучше использовать расширительный бачок. Если конструкция радиатора вашего автомобиля разборная, туда можно долить охлаждающую жидкость. А вот определить уровень в системе и не допустить воздушных пробок будет сложнее.
5. Больше не значит лучше
Не смешивайте антифриз и моторное масло. Если последний необходимо заполнить до предела, уровень охлаждающей жидкости лучше остановить посередине расширительного бачка. При избытке жидкости ее тепловое расширение приведет к повышению давления в системе. В лучшем случае это закончится треснувшим баком, но можно столкнуться и с поломками в системе.
6. Соответствие цвета
доливать антифриз по правилам типа «красный к красному» или «синий к синему» — грубая ошибка. На самом деле цветовые решения производителей никто не регламентирует. Выбор охлаждающей жидкости должен основываться на ее химическом составе.
Частота
Как часто доливать антифриз и нужно ли это делать? Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Все зависит от следующих переменных:
- тип охлаждающей жидкости;
- состав хладагента;
- аддитивные композиции;
- марка машины;
- характеристики автомобиля.
это важно! Сегодня на рынке представлены охлаждающие жидкости на основе силиката и карбосиликата. Оригинальный силикатный антифриз от хорошего производителя сохраняет свои качества 3 года или 150 тысяч километров пробега. Карбосиликатные жидкости могут работать до 5 лет или 250 тыс км. Решив долить антифриз в автомобиль, необходимо предварительно ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.
Свойства бренда. Некоторые производители, такие как Volkswagen, Mazda и GM, утверждают, что доливать охлаждающую жидкость вовсе не обязательно. Весь период эксплуатации автомобиль будет работать на антифризе с завода. Но на самом деле все зависит от условий эксплуатации автомобиля и его пробега. Поэтому мы все же рекомендуем проверять уровень антифриза не реже одного раза в 5 лет.
- http://KrutiMotor.ru/rasshiritelnyj-bachok-sistemy-ohlazhdeniya-naznachenie-i-ustrojstvo/
- https://4×4.media/16150-chto-mozhno-dolivat-v-rasshiritelnyj-bachok-pravilnyj-vybor-s-nauchnym-obosnovaniem.html
- https://carnovato.ru/rasshiritelnyiy-bachok-sistemyi-ohlazhdeniya/
- https://nivovod.ru/ekspluatatsiya-i-obsluzhivanie/rasshiritelnyy-bachok-sistemy-ohlazhdeniya-avtomobilya-dlya/
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-zalit-antifriz/
- https://avtograf70.ru/zapchasti/vopros-chto-zalivat-v-rasshiritelnyj-bachok-sistemy-ohlazhdeniya.html
- https://topautomobil.ru/kak-pravilno-zalivat-antifriz/
- https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/zachem-i-kak-menyat-antifriz/
- https://sinteclubricants.ru/articles/obem_antifriza_v_sisteme_ohlazhdeniya/
- https://www.multifreeze.ru/articles/kak-chasto-dolivat-antifriz/
- https://www.avtovzglyad.ru/sovety/ekspluataciya/2020-01-28-4-kovarnyh-oshibki-kotorye-sovershajut-voditeli-pri-dolivke-ohlazhdajuschej-zhidkosti-v-avto/
- https://portal-mashin.ru/service/engine/rasshiritelnyj-bachok-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya.html