Почему ломается радиатор
Вот основные причины поломки автомобильных радиаторов:
- механическое повреждение. Ребра и трубки радиатора очень легко деформируются. Их можно даже согнуть вручную. Если в радиатор попадет камень с дороги или обломок лопасти вентилятора, поломка неизбежна;
- блокировка. Грязь может попасть в радиатор через негерметичные соединения. А еще водитель может залить туда некачественную охлаждающую жидкость, что приведет к образованию известкового налета в патрубках радиатора, после чего антифриз перестанет нормально циркулировать.

Если система охлаждения не герметична, в радиаторе скапливается грязь
Во всех вышеперечисленных случаях радиатор можно отремонтировать. Но бывают ситуации, когда ремонт данного устройства нецелесообразен. Например, при лобовом столкновении автомобилей во время аварии. В такой ситуации радиатор поврежден настолько сильно, что ремонт не исключен, а единственная возможность – замена.
Признаки поломки радиатора
Вот что произойдет, если радиатор выйдет из строя:
- есть падение мощности. Двигатель не держит обороты, особенно при длительной поездке;
- антифриз закипает прямо в баке. Причина проста: поскольку радиатор забит, охлаждающая жидкость плохо циркулирует по системе, а потому не успевает вовремя остыть. Температура антифриза постепенно повышается, приводя к закипанию;
- остановка двигателя. Это сопровождается характерным звуком, который невозможно не услышать. И это самая сложная проблема, которую не всегда удается исправить даже с помощью капитального ремонта. Если водитель проигнорировал два вышеуказанных признака, двигатель неизбежно перегреется и заклинит, после чего автомобиль перейдет в собственность.
Ищем место течи
Явным признаком утечки радиатора является наличие охлаждающей жидкости на земле под автомобилем, на кожухе двигателя или на самом автомобиле. Найти утечку без разборки устройства практически невозможно. Но прежде чем его снимать, следует убедиться, что он именно в нем, а не в патрубках или, например, в негерметичной пробке на верхнем бачке. Как только это будет сделано, можно смело сливать охлаждающую жидкость и снимать радиатор для диагностики.

Если визуальный осмотр устройства не дал результатов, проверьте его, погрузив в воду. Для этого возьмите подходящую по размеру емкость, наполните ее водой. Закройте все патрубки заглушками и погрузите радиатор в воду. Теперь осталось только создать давление воздуха в агрегате. Этого можно добиться, просто подув в заливную горловину верхнего бака или придумав другой вариант с компрессором (насосом). Выходящие пузырьки воздуха покажут вам, где именно находится повреждение.
Оценка масштабов повреждения радиатора
Сам радиатор обычно устанавливается в моторном отсеке, а точнее в его передней части. Таким способом можно создать эффект обдува встречным потоком воздуха во время движения автомобиля. Недостатком автомобильного теплообменника является недолговечность. Часто это устройство называют самой уязвимой частью любого автомобиля.
Даже при малейшем ударе вероятность механического повреждения рассматриваемой детали довольно высока. Особенно часто ломаются теплообменники, если баки для воды выполнены из пластика. Поэтому, решая, как отремонтировать радиатор, нужно в первую очередь ориентироваться на свои возможности. Внимательно изучите все представленные выше способы и постарайтесь выяснить, какой из них будет наиболее удобным и простым с практической точки зрения.
Также важно предварительно оценить размер ущерба. Если она достаточно прочная, рекомендуется ориентироваться на прямую пайку. Так вы сможете справиться с действительно большими трещинами, которые не заделать обычным клеем. Если трещина не самая большая, вполне подойдет шпаклевка для холодной сварки. Клей станет лучшим решением для ремонта небольших трещин.
Если вы не уверены, что знаете, как загерметизировать систему охлаждения автомобиля, лучше сосредоточьтесь на ремонте системы в автосервисе. Кроме того, механику не придется тратить слишком много денег на восстановительные работы, ведь сам процесс не считается сложным.
Советы профессионалов
При использовании холодной сварки в процессе ремонта отопительного оборудования для усиления состава специалисты дополнительно рекомендуют использовать бинт или ткань с редким плетением. Футляр послужит усилением. Также поверх этого можно закрепить металлическую клипсу с прорезиненной вставкой.
При демонтаже алюминиевых профилей в любом случае следует заменить латексные прокладки. Причиной этому является редкое мероприятие по обслуживанию отопительного оборудования.
Перед покупкой обратите внимание на тип подключения алюминиевого блока. Если она будет сбоку, регулировать количество секций не составит труда. Другая конструкция обычно сопровождается дополнительным укорачиванием или удлинением трубопровода.
Выбор алюминиевой батареи также должен регулироваться функциями централизованной системы отопления, если к ней производится подключение. В частности, нужно узнать рабочее давление и температуру в сети.
Совет! Если монтажные работы проводит приглашенный специалист, с ним следует заключить договор. В случае некачественной установки радиатора подрядчик будет нести ответственность за ремонт батареи. В остальных случаях ответственность за ремонт несет владелец.
Флюс
Перед пайкой радиатора позаботьтесь о флюсе. Именно он обеспечивает надежное соединение припоя и ремонтируемой металлической поверхности. Флюс можно купить или сделать самому. Купить его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже радиодеталей. На упаковках российских флюсов, предназначенных для пайки алюминия, обычно имеется соответствующая надпись. В их название также могут входить обозначения F-59A, F-61A, 34A и т.д.
Как запаять автомобильный радиатор в домашних условиях, не покупая флюс? Можно ли сделать самому? Да, вы можете сделать свой собственный флюс. Конечно, таких характеристик, как заводской, у него не будет, но со своей задачей он справится. Для его изготовления вам понадобится всего два ингредиента: канифоль и железные опилки.

Смола наверняка найдется у вас дома, а стружку можно получить, обработав напильником любую железную деталь. Все это нужно смешать в небольшой огнеупорной посуде и подогреть на огне. Полученная смесь является простейшим флюсом для алюминия.
Чтобы получить более прочное соединение припоя с металлом, можно сделать так называемый флюс. Для этого смешайте следующие вещества в следующих пропорциях:
- хлорид калия — 56%;
- хлорид лития — 23%;
- криолит — 10%;
- соль пищевая крупная – 7%;
- сульфат натрия — 4 %.
Ингредиенты необходимо измельчить, смешать и перелить в герметичную стеклянную форму. Храните флюс в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.
Проверка качества работы
Все проверки выполняются, когда элемент холодный. Качество пайки проверяют так же, как и течеискание, а именно:
- Охлажденный отремонтированный радиатор залит жидкостью, патрубки заглушены. Осуществляется визуальный осмотр места пайки на наличие протечек.
- Второй способ требует емкости с чистой водой. Пустой охладитель запечатывается и погружается в воду. При появлении пузырей в месте пайки ремонт необходимо повторить, начиная с этапа подготовки.

Инструменты и материалы
Для пайки алюминиевых радиаторов необходимо иметь:
- Обычный паяльник.
- Горелка, паяльная лампа или газовая плита.
- Тигель (огнеупорная емкость для приготовления припоя).
- Наждачная кожа.
Материалы:
- Канифоль.
- Оловянно-свинцовый припой.
- Железные опилки.
- Растворитель.
Чем заклеить радиатор охлаждения автомобиля: обзор методов и средств

Бывает, что течь происходит в радиаторе автомобиля. Причины могут быть разные, но проблему нужно решать немедленно. Бачок радиатора нуждается в замене, но сделать это сразу иногда не представляется возможным.
В такой ситуации поможет простой метод – заклейка подтекающего пластика или другого материала, что поможет добраться до замены.
Чем проклеить радиатор охлаждения и как провести ремонт — давайте ознакомимся с информацией подробнее.
Выбор методов ремонта и клея
Радиаторы в грузовых и легковых автомобилях являются важнейшей деталью, помогающей охлаждать механизм и отводить избыточное тепло от двигателя. Внутри агрегата по патрубкам и шлангам циркулирует прохладная жидкость, а удобное расположение верхней части под колпаком позволяет обдувать его воздухом.
Большинство автомобилей оснащены алюминиевыми радиаторами. Этот материал идеально подходит для этой цели – он легкий, прочный, не подвержен коррозии, у него высокая теплопроводность (отдает тепло, и детали не перегреваются).
Алюминиевые и пластиковые охлаждающие змеевики заменили латунные и медные изделия, которые намного дороже. Однако из-за химических свойств такие баки ремонтировать гораздо сложнее, хотя ничего невозможного нет.
Радиатор способен треснуть даже от небольшого удара, а если он пластиковый, то может появиться и больший дефект.
Проще всего закрыть трещину подходящим клеевым составом. Но подобрать клей непросто – большинство составов не держится, другие быстро отслаиваются. Это связано с регулярными изменениями температуры и давления в системе охлаждения.
Чем заклеить радиатор и какой еще способ можно использовать в домашних условиях? Вот наиболее важные из них:
- Пайка. Термостойкий пластик, из которого изготовлены радиаторы, а также алюминиевые детали можно закрепить обычным паяльником.
- Ремонт холодной сваркой. Метод основан на использовании специального клея, который оплавляет края материала и герметично заделывает трещину термостойким швом. Подойдет, если радиатор пластиковый.
- Использование самоклеящегося герметика. Заделывать можно только очень маленькие трещины в пластиковых радиаторах. Как и другие меры, это временно.
Двухкомпонентный клей 3M DP8005 эффективно устраняет протечки. В составе есть акрил, которым можно склеивать даже самые сложные виды пластика, например полипропилен.
Если радиатор лопнет, этот материал будет идеальным. Созданный им шов не разрушается от воздействия влаги, агрессивных химических веществ, перепадов температуры.
Но цена на такое средство очень высока, поэтому нужно подумать, целесообразна ли его покупка по сравнению с заменой радиатора.
Еще клей сварочный для пластика Hosch. Если радиатор пластиковый, то изделие можно покупать не раздумывая. Давление до 12 атмосфер не является проблемой для шва после полного застывания, а любые дефекты можно склеить таким клеем.
Заклеивание пластиковых частей радиатора авто
Большинство средств для ремонта пластика являются двухкомпонентными – готовые составы не обеспечивают такого прочного сцепления с поверхностью. Как заделать повреждение радиатора? Вот пошаговая техника:
- Подготовьте оба компонента для сварки шва на баке охлаждения, а также наждачную бумагу, перчатки, ватные палочки, обезжириватель (ацетон).
- Очистите место вокруг течи от грязи, пыли, жира, ацетоном.
- Смешайте компоненты клея, как указано в инструкции. Нанесите средство на потрескавшуюся область. Некоторые составы применяются по-другому. Сначала нужно посыпать пластик порошковым средством, а затем покрыть жидкостью.
- Если отверстие большое, проделайте процедуру в несколько приемов, пока оно полностью не затянется.
- Через 15 минут зачистите шов мелкозернистой наждачной бумагой.
Также можно приклеить края трещины к пластику эпоксидным клеем. Радиатор снимается, участок шлифуется, обезжиривается. На поврежденный участок заливают эпоксидную смолу, просушивают сутки. На долговечность такого шва надеяться не стоит – он может продержаться максимум пару недель, потом придется покупать новую автомобильную деталь.
Запаивание алюминиевых радиаторов
Для устройств из алюминия существует особая процедура ремонта, она заключается в запаивании поврежденного места. Начать необходимо со снятия радиатора с автомобиля, после чего сливается вся оставшаяся жидкость. Емкость промывают чистой водой, просушивают, чтобы не осталось ни капли влаги. Далее следует внимательно оценить состояние бака, найти все возможные трещины, дефекты. Это делается следующим образом:
- принять ванну или большой бассейн с водой;
- подготовить насос или компрессор;
- закрыть штуцер крышки радиатора, а также все патрубки системы охлаждения, но оставить самый тонкий и подсоединить патрубок подачи;
- поместить прибор в ванну, добавить воздуха;
- по выходу пузырьков определить, где находится дефект.
Починить изделие обычным паяльником не получится. Нужен мощный паяльник, бытовыми аналогами качественного соединения не добиться. У вас должно получиться устройство мощностью 250 Вт. Также вам понадобится флюс (флюс), паяльник, пассатижи, наждачная бумага, ацетон, набор надфилей. Для лучшего прогрева алюминия также рекомендуется иметь небольшую газовую горелку.
Флюс покупается в магазинах для радиолюбителей, на упаковке будет написано «для пайки алюминия». Его можно приготовить самостоятельно из канифоли и железных опилок (последняя получается при обработке железного изделия напильником). Компоненты соединяют в равных частях, нагревают на огне. Припой также покупается в магазине Радиодетали, он должен быть из меди, цинка, кремния.
Пайка производится следующим образом:
- напильником и наждачной бумагой зачистить зону бака;
- обезжирить ацетоном;
- нагрейте место соединения лампой, а затем поместите туда флюс;
- обработать паяльником;
- нанести припой, нагреть паяльником;
- дайте «заплатке» остыть, при необходимости выполните второй слой;
- после остывания удалить пятна наждачной бумагой.
Нельзя применять пайку, если течь обнаружена в штуцере или на массивных силовых частях, несущих нагрузку. Паять будет бесполезно, такой радиатор надо сразу менять.
Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто
Вернемся к снятому радиатору. Если в пластиковой детали образовалась течь, следует считать, что половина дела сделана. Осталось подготовить поверхность, бежать в магазин за специальным клеем или холодной сваркой.
Подготовка поверхности
Здесь не нужны никакие космические технологии. Нужно просто удалить всю грязь и протереть сверху спиртом. Водка тоже хороша. Самое главное помнить, что пластик здесь очень тонкий и прилагать большие усилия не стоит, иначе трещина может пойти дальше.
Использование клеящего вещества
Материалов для работы с пластиком в магазинах много. Все они примерно одинаковые, поэтому заморачиваться с выбором не стоит, единственное, на что стоит обратить внимание, это то, что на нем написано, что клей устойчив к агрессивным химическим соединениям.
Технология работы также максимально подробно описана в инструкции к средству. Однако стоит отметить, что если отверстие достаточно большое или где-то потерялась часть тела, потребуются дополнительные манипуляции. Например, некоторые используют клей в несколько этапов, медленно наращивая утраченную часть.
Большинство специалистов не рекомендуют этого делать. Лучше найти кусок мягкого пластика и попробовать засунуть его внутрь трещины или прикрепить сверху и потом обклеить эту штуку со всех сторон. Своего рода лоскутное шитье.
Обычно такие составы стоят дорого, поэтому стоит задуматься, целесообразен ли такой ремонт или проще полностью поменять деталь.
Как пользоваться холодной сваркой
Чаще всего для этих целей берется, конечно же, холодная сварка. С ним гораздо проще работать и внешне результат внушает больше уверенности в себе.
Густую пасту достаточно выдавить на трещину и равномерно распределить любым плоским предметом (некоторые используют ватные палочки).
Если трещина большая. Лучше сначала нанести клеевую основу, наращиваемую поэтапно, а сверху закрепить результат холодной сваркой.
Способы восстановления
Радиатор в любом автомобиле выполняет важную функцию – охлаждает внутренние механизмы автомобиля. Избыточное тепло от двигателя отводится через решетку радиатора, что способствует стабильной работе последнего. В радиатор заливается охлаждающая жидкость, которая по патрубкам обходит все части машины и возвращается в решетку, где вновь охлаждается воздухом и продолжается по патрубкам.
Большинство автомобилей оснащены алюминиевыми радиаторами. Они не ржавеют, быстро охлаждают жидкость, долговечны. Пластиковые решетки радиаторов также используются, потому что они обладают теми же свойствами, что и алюминиевые: они не подвержены коррозии, быстро охлаждают жидкость и долговечны. Из-за того, что радиатор находится спереди, он может треснуть от любого, даже небольшого удара.
Поломка приводит к утечке охлаждающей жидкости и перегреву автомобиля. Поэтому его необходимо сразу приклеить. Вы можете сделать это следующими способами:
- пайка;
- использование холодной сварки;
- с герметиком.
Основное требование к способу оклейки пластикового радиатора – способность выдерживать разные температурные режимы от высоких до низких.
О каждом способе заделать трещину на радиаторе в домашних условиях подробнее.
Пайка
Пластиковые радиаторы изготовлены из термостойкого материала, выдерживающего высокие температуры жидкости, поступающей от двигателя. Как только в теле решетки появится трещина, ее необходимо аккуратно пропаять паяльником.
Вот что вам нужно для работы:
- Строительный фен, которым нужно прогреть место, где предстоит пайка;
- Паяльник. Вам понадобится инструмент, который будет иметь острый наконечник и термостат, который позволит установить нужную рабочую температуру;
- Припой для пластика. В любом строительном или автомобильном магазине можно купить специальные прутики, которые используются для сварки пластика. У каждой модели радиатора свои веточки, поэтому внимательно смотрите на маркировку (ПА – полиамид, ПП – полипропилен). Веточки покупать не обязательно, их можно заменить полосками из пластикового бака той же марки;
- Ацетон.

Пошаговая инструкция проведения работ:
- Тщательно обезжирить треснувшее место ацетоном;
- Прогрейте место пайки строительным феном;
- Теперь нужно соединить шов и пройтись нагретым паяльником. Необходимо сформировать паз, в который затем укладывается сварочный пруток;
- В паз вставляется прутик и повторно нагревается паяльником;
- После остывания необходимо проверить радиатор на герметичность.
Для работы с полипропиленом установите температуру паяльника на 250 градусов.
Холодная сварка
Очень практичный способ заклеить радиатор при покупке нового. Холодная сварка представляет собой очень густую замазку, которая надежно закроет трещину.
Радиатор предварительно снимается, чтобы с ним можно было работать. Откуда течь охлаждающей жидкости? Шпаклевка в этом месте наносится красиво и ровно. Теперь осталось дождаться, пока высохнет сварка и можно ставить радиатор на место.
Hi-Gear Stop Leak (Gold Formula)

Заявленный производитель: США
Голубовато-зеленое волокнистое вещество после перемешивания дырочек относилось странно — течи то прекращались, то начинались снова. Полное закрытие отверстий наступило после ухода антифриза из расширительного бачка: пришлось долить. В результате даже дренажное отверстие «зажило!
+ Высокая эффективность, затыкает даже большие отверстия.
— Работает довольно медленно и скачкообразно. Относительно высокий уровень остаточных отложений.
Использование холодной сварки и клея

Клей для алюминия
При ремонте мелких повреждений или ремонте небольшого скола на поверхности детали лучше всего использовать клей под названием «холодная сварка». Это специальная смесь с высокой степенью пластичности, изготовленная на основе эпоксидной смолы – полимера с уникальными прочностными свойствами. Кроме того, в состав «холодной сварки» входят различные наполнители (сера и пластификаторы), которые еще больше увеличивают этот показатель.
Чаще всего его выпускают в виде двух пластиковых стержней, внешне напоминающих детский пластилин. Перед употреблением их одновременно разминают пальцами, в результате чего получается нужная смесь двух компонентов. Для заделки поврежденного места достаточно отделить небольшой кусочек растертой массы и нанести на заранее подготовленную поверхность.
Любой из способов восстановления алюминиевых радиаторов можно осуществить без помощи посторонних лиц. Но если полной уверенности нет, лучше всего обратиться в специализированную автомастерскую.
О некоторых особенностях алюминия
Для производства автомобильных теплообменников этот металл выбран не случайно. Дело в том, что алюминий и большинство его сплавов имеют оксидную пленку, образующую естественный барьер, защищающий от коррозии. Эта пленка обладает высокой термостойкостью и химической стойкостью. Активно противостоит обычным флюсам и препятствует пайке. Его можно разрушить только механической обработкой поверхности и специальными смесями. Поэтому восстановить алюминиевый радиатор сложно. Как паять и, главное, как подготовить его к этой процедуре, мы поговорим чуть позже, а сейчас давайте рассмотрим основные причины, по которым теплообменник чаще всего выходит из строя.
Внутренний ремонт радиатора с помощью химических средств
Ремонт радиатора можно осуществить народными методами. Так что, когда всевозможных химикатов еще просто не изобрели, самым эффективным средством борьбы с поломанным теплообменником автомобиля считалась обычная горчица. Он просто полностью вошел в радиатор автомобиля. Поскольку там циркулирует горячая вода, горчица достаточно быстро набухает и заделывает все мелкие щели в трубах.
Так что в любой момент можно купить химические препараты, действующие примерно по тому же принципу. Их часто продают под названиями «порошковый разбавитель», «ремонтный агент» или «герметик для радиатора».
Главный недостаток использования таких химикатов заключается в том, что вряд ли удастся узнать их точный состав или точное место производства. Так же, как и с обычной горчицей, использование некоторых видов этих химических средств может привести к засорению теплообменника. Кроме того, иногда эти вещества могут вывести из строя всю систему охлаждения двигателя.
Внутренний ремонт радиатора химическим средством
Большинство специалистов не рекомендуют прибегать к этому методу. Тем не менее, когда нужно уехать быстро, а тосол течет по асфальту, особого выбора не остается.
Кстати, метод сработает только с более мелкими трещинами. Если в радиатор торчит камень, все дела нужно аннулировать.
Учитывая, что вся химия работает по принципу давно проверенного дедовского метода, проще будет обратиться к первоисточнику.
Еще в советское время, когда китайская химическая промышленность не обращала внимания на проблемы автомобилистов, на помощь пришел горчичный порошок. Засыпает в горловину (при работающем двигателе). Поскольку жидкость в радиаторе горячая, она набухает и заполняет трещину.

Если горчица не внушает доверия, можно купить специально для этой цели средство в автомагазине.
Называются они по-разному: порошковый редуктор, герметик радиатора и т.д. Но, как уже было сказано, лучше использовать другие способы, потому что точно не предсказуемо, как и где осядет порошок, но он запросто может забить несколько труб.
Типичные неисправности радиатора охлаждения

Типичные неисправности радиатора можно разделить на два типа: внешние и внутренние.
Внешний:
- нарушение герметичности патрубков подачи охлаждающей жидкости в бачки радиатора;
- образование трещин на патрубках радиатора для подачи/отвода охлаждающей жидкости;
- нарушение герметичности резиновых прокладок.
Внутренний:
- образование засоров в проводящих трубках, препятствующих достаточному охлаждению жидкости.
Варианты ремонта радиатора
Показываем популярные решения, позволяющие восстановить работоспособность радиатора охлаждения.
Заклеивание пластиковых частей радиатора авто
Большинство средств для ремонта пластика являются двухкомпонентными – готовые составы не обеспечивают такого прочного сцепления с поверхностью. Как заделать повреждение радиатора? Вот пошаговая техника:
- Подготовьте оба компонента для сварки шва на баке охлаждения, а также наждачную бумагу, перчатки, ватные палочки, обезжириватель (ацетон).
- Очистите место вокруг течи от грязи, пыли, жира, ацетоном.
- Смешайте компоненты клея, как указано в инструкции. Нанесите средство на потрескавшуюся область. Некоторые составы применяются по-другому. Сначала нужно посыпать пластик порошковым средством, а затем покрыть жидкостью.
- Если отверстие большое, проделайте процедуру в несколько приемов, пока оно полностью не затянется.
- Через 15 минут зачистите шов мелкозернистой наждачной бумагой.

Также можно приклеить края трещины к пластику эпоксидным клеем. Радиатор снимается, участок шлифуется, обезжиривается. На поврежденный участок заливают эпоксидную смолу, просушивают сутки. На долговечность такого шва надеяться не стоит – он может продержаться максимум пару недель, потом придется покупать новую автомобильную деталь.
Аргонодуговая технология
Аргонная сварка применяется для ремонта резервуаров с достаточно толстыми стенками. Попытка сварки повреждений сот с толщиной металла 0,3 мм может привести к увеличению. Однако и с этой задачей специалисту высокого класса иногда удается справиться.

Аргонодуговая сварка автомобильного радиатора
Для сварки алюминиевых радиаторов используются присадочные прутки из того же материала и неплавящиеся электроды для создания дуги. Чтобы оксиды, образующиеся при взаимодействии алюминия с кислородом воздуха и брызгами, не мешали процессу, его производят в среде аргона. Для сварки автомобильного радиатора из меди на присадку используется подходящий стержень.
Из всех методов ремонта аргонная сварка является наиболее надежной. Прочность созданных швов не уступает заводским. Но для этого нужно обратиться в автосервис, так как в домашних условиях использовать эту технологию без специального оборудования и опыта работы невозможно.
Промывка и пайка радиатора охлаждения двигателя
Такой ремонт радиатора применяют, если трещины сильные. Для фиксации необходимо снять элемент с автомобиля. Перед снятием слейте охлаждающую жидкость через сливные отверстия. Такие отверстия расположены в нижней части радиатора, а также могут присутствовать в блоке двигателя. Также с радиатора необходимо снять нижний патрубок для слива охлаждающей жидкости. В некоторых случаях перед снятием радиатора может также потребоваться отключить и снять вентилятор охлаждения.
Далее промывают внутренние каналы и полости снятого элемента. Для промывки от грязи и различных отложений подойдет обычная вода, которая подается под небольшим давлением. В случае засора можно использовать специальное средство для промывки накипи, растворяющее отложения. Указанный состав заливают в радиатор после того, как будут закручены все сливные пробки и перекрыты другие отверстия. Затем следует выждать рекомендованное время, по истечении которого смыв опорожняется, радиатор тщательно промывается проточной водой.
Для ремонта неисправного радиатора необходимо подготовить правильные инструменты. Начнем с того, что радиатор может быть латунным и алюминиевым. В случае с латунными радиаторами различные повреждения таких изделий устраняются пайкой.
- паяльник (можно использовать электрический паяльник мощностью не менее 500Вт);
- специальный флюс, сверло;
- хлорид цинка (паяльная кислота);
- припой; металлическая щетка; наждачная бумага;
Далее радиатор осматривают, снимают и очищают от различных загрязнений, после чего щеткой зачищают места повреждений. Затем нужно отшлифовать наждачной бумагой. Хорошо отполированное пятно имеет ровный металлический блеск. Такая шлифовка позволяет удалить излишки оксидов и обеспечить надлежащее сцепление припоя с основной поверхностью. Теперь на обозначенную латунную поверхность следует нанести кислоту, дрель, флюс. Далее паяльник нагревают, после чего горячим паяльником расплавляют припой, распределяя материал в поврежденном месте.
Отметим, что этот способ подходит, если дефектный участок находится достаточно далеко от стандартных заводских латунных радиаторных швов. Дело в том, что если работать нагретым паяльником возле шва, то сам шов может расплавиться и потечь, так как латунь обладает высокой теплопроводностью. В такой ситуации (трещина или пробой возле заводского шва) лучше использовать другие методы ремонта, которые активно применяются для радиаторов из алюминиевого сплава.
Пайка алюминиевого радиатора охлаждения
Сразу замечаем, что большинство радиаторов на современных автомобилях изготовлены из алюминиевых сплавов. По этой причине отремонтировать алюминиевый радиатор сваркой или пайкой в домашних условиях очень сложно. Исходя из вышеизложенного, оптимальным для ремонта является использование герметика или различных видов клея, так называемая «жидкая сварка».
Предварительная очистка и подготовка поврежденных мест на алюминиевых изделиях аналогична процедуре подготовки латунного радиатора. Проводится промывка, с сот удаляется грязь, после чего поврежденные участки зачищаются щеткой и наждачной бумагой. При выборе герметика или клея следует учитывать некоторые особенности.
Для заделки трещин и повреждений не более 10 мм подходит «холодная сварка». Такая «сварка» состоит из двух стержней, которые фактически являются клеевой основой и катализатором. Принцип действия аналогичен эпоксидному или полиэфирному клею.
Если необходимо убрать трещину в радиаторе в нижней части подводящих/выпускных патрубков, а также патрубков решетки, для решения проблемы хорошо подойдет эпоксидный клей или его аналоги. Также в готовый клей рекомендуется добавить немного алюминиевой пудры, не превышающей пропорцию 1/10, где первое число – 10% такого наполнителя. Место склейки хорошо зачищается, обрабатывается обезжиривателем, после чего наносится сам клей. Во время ремонта также можно обмотать несколько слоев стеклотканью, которая пропитана клеем. Это повысит жесткость и прочность ремонтируемого участка. Затем нужно просушить эпоксидку не менее суток, после чего можно устанавливать радиатор, заливать антифриз и проверять систему охлаждения на герметичность.
Описанный выше метод ремонта также подходит для устранения значительных повреждений, например, после аварии. Основные компоненты остаются прежними. Основное отличие заключается только в способе нанесения стекловолокна. Необходимо несколько слоев волокна, меняющихся по размеру от меньшего к большему. На начальном этапе приклеивается самый мелкий слой, затем проводится сушка. После чуть больший слой клея и так далее. Во время ремонта важно дать каждому слою высохнуть перед нанесением следующего. Добавим, что радиаторы с разбитым пластиковым бачком ремонтируют как склеиванием, так и пайкой пластика. Пайка пластика аналогична пайке металлических изделий. Самое главное – использовать для герметизации пластик, который по своим свойствам идентичен или близок к материалу, используемому в радиаторном блоке.
Подробности
Как быстро убрать течь
В начале следует определить место протечек, а сделать это можно несколькими способами:
- Внимательно, а также подробно следует осмотреть линию, по которой будет осуществляться движение жидкости. В месте протечки останется мокрое пятно, и этот способ не всегда дает положительные результаты, например, при наличии микротрещин.
- Компрессор дает возможность быстро найти любые проблемные места, требующие ремонтных работ. На радиаторе закройте все выходы, оставьте только один и заполните систему водой и подайте воздух через компрессор. Давления в 1 атм будет вполне достаточно, а в местах с каплями воды потечет радиатор охлаждения. Этот метод не требует разборки, что ценят большинство водителей.
- Если радиатор в машине начал течь, а на конструкции нет мокрых пятен и компрессора под рукой тоже нет, его следует разобрать. Конструкцию следует поместить в емкость с водой, причем лучше всего подойдет баня, а также подается воздух. Есть проблемы в месте образования пузырьков.
Течи часто случаются даже в дороге, вдали от дома и даже поселка. Дальше ехать не получится и не стоит, это опасно для водителей и машин. Мы расскажем, как отремонтировать радиатор автомобиля своими руками с помощью подручных средств.
- Кусок старой автомобильной камеры и хомут позволяют на время заткнуть течь и доехать до ближайшего населенного пункта или магазина автоаксессуаров. Резиной можно закрыть место протечки, сжав ее хомутом.
- Щипцы обязательно есть в дорожном наборе каждого водителя. Они необходимы для заглушки поврежденной трубы. Таких труб должно быть не больше пяти, иначе охлаждение сильно уменьшится, и система не справится с возложенной на нее задачей.
- Герметик – крайне полезное средство, способное выручить в самый неожиданный момент. Массы птиц могут быть разными и принцип применения может существенно различаться. Инструкция по применению всегда указана на упаковке, и изучите ее, чтобы следовать рекомендациям производителей.
Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля своими руками
Рассмотрим, как запаять алюминиевый радиатор автомобиля в домашних условиях. Обычно алюминиевые агрегаты ремонтируют по особому принципу. Так что в обязательном порядке нужно запаивать поврежденный участок.
В первую очередь нужно снять радиатор и слить из него всю оставшуюся жидкость. Емкости промывают под проточной водой и сушат до тех пор, пока внутри не останется ни капли воды. Кроме того, необходимо внимательно оценить состояние бака. Ищите в нем даже мельчайшие трещинки и изъяны. Так что для этого возьмите большой бассейн с водой или ванну, подготовьте насос или компрессор. Закройте штуцер крышки точно так же, как и патрубки системы охлаждения, при этом один из них соедините со шлангом помпы. Поместите устройство в ванную комнату и подайте воздух. Следите за выходом пузырей, которые будут появляться из трещин.

починить алюминиевый автомобильный радиатор обычным паяльником не получится. Вам нужно достаточно мощное устройство, которое вряд ли встретишь в быту. Значит, вам понадобится устройство мощностью около 250 Вт. Сам алюминий необходимо предварительно разогреть, для чего необходимо использовать специальную газовую горелку.
Важно отметить, что этот процесс требует строгого соблюдения элементарных мер предосторожности. Использование данного оборудования не по назначению может привести к серьезной травме.
Как запаять алюминиевый радиатор
Если с трещиной в пластике кто-то может справиться, то с пайкой дело обстоит сложнее. В первую очередь проблема заключается в наличии необходимых инструментов.
Для пайки нужен крепкий паяльник, работающий при температуре 250 градусов. Кроме того, вам понадобится паяльная лампа для предварительного нагрева металла и специальный флюс для работы с алюминием. Поэтому для такой операции лучше привлечь специалиста.
Пайка
Если такой паяльник и лампа есть под рукой, остается достать флюс, не позволяющий алюминию взаимодействовать с кислородом. Для этих целей лучше обратиться в радиолюбительский магазин. Они уже подготовили его, осталось только подать заявку.
Если хотите сэкономить, можете сделать его самостоятельно из канифоли и металлической стружки (ненужную железяку обточить напильником). Пропорция 1:2.
Также нужно приготовить припой из меди, цинка и кремния, пассатижи, мелкозернистую наждачную бумагу, ацетон.
Радиатор необходимо тщательно промыть и просушить. После этого порядок действий следующий:
- Зачистите место трещины наждачной бумагой.
- Затем обезжирить (без фанатизма).
- Место пайки хорошо нагреть. При этом включите паяльник, чтобы он сразу был готов к работе.
- Тщательно и равномерно нанесите флюс на трещину.
- Подогрейте еще немного.
- Вводить припой в зону флюса и припой круговыми движениями, паяльник при этом лучше отодвигать от себя.
По словам мастеров, использование указанного выше флюса делает зону пайки намного тверже самого алюминия.
- https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/remont-radiatora-ohlazhdeniya-dvigatelya-svoimi-rukami.html
- https://etm-cherepovets.ru/obrabotka-i-tehnologii/remont-radiatora-avtomobilya-holodnoj-svarkoj.html
- https://masterfibre03.ru/otoplenie-i-radiatory/remont-alyuminievogo-radiatora.html
- https://pressadv.ru/cvetmet/mozhno-li-zapayat-alyuminievyj-radiator.html
- https://MrMetall.ru/kak-otremontirovat-radiator-avtomobilya/
- https://SevenTools.ru/master-klassy/chem-zakleit-alyuminievyj-radiator.html
- https://obrmetalla.ru/chem-zakleit-radiator-ohlazhdenija-aljuminievyj.html
- https://AvtoTachki.com/chem-zakleit-alyuminievyy-radiator-avtomobilya-i-ego-plastmassovye-chasti/
- https://wotakks.ru/cvetnye-metally/chem-zakleit-alyuminievyj-radiator.html
- https://moy-instrument.ru/masteru/kak-zakleit-alyuminievyj-radiator-avtomobilya.html
- https://teplobloknn.ru/samodelki/remont-alyuminievogo-radiatora.html
- https://AutoVogdenie.ru/kak-i-chem-zapayat-alyuminievyj-radiator-avtomobilya.html
- https://fastmb.ru/soveti_auto/2657-kak-otremontirovat-radiator-ohlazhdeniya-avtomobilya.html
- https://ingener-pto.ru/2019/12/12/kak-zakleit-aljuminievyj-radiator-ohlazhdenija/
- https://GarazHoff.ru/avtomotor/remont-alyuminievogo-radiatora-avtomobilya-svoimi-rukami.html