Почему необходима смазка
Из чего состоит шаровая опора
Устройство и полость для смазки
Блок шасси для каждой марки автомобиля разный. Но в комплекс деталей всегда входит шаровая опора и палец. Основание выполняет роль шарнирного упора, а поверх него находится «защита» в виде пылесборника.
Шарнир по мере работы постоянно смещается, при этом постепенно изнашивается. Во время работы машина выталкивает смазку. Если транспортом долго не пользоваться, он может просто засохнуть. А при отсутствии смазки шаровых опор в полость быстро забиваются абразивные частицы. Мелкие пылинки, песчинки являются «наждаком», который ускоряет разрушение металла, не давая нормально функционировать шаровому шарниру. Когда шарики пищат и бухают, пора действовать.
Для предотвращения поломки шарнирного механизма необходимо смазывать участок под пылесборником. Это устройство будет работать долго и надежно, если знать, какую смазку использовать. В противном случае появятся признаки выхода из строя шаровой опоры.
«Литол-24»
Это самая распространенная среди автовладельцев шаровая и рулевая смазка. И тому есть несколько причин. Первая причина заключается в том, что данная смазка работает в более широком диапазоне температур, что позволяет использовать Литол во всех климатических зонах.

Благодаря наличию стабилизирующих присадок эта смазка может служить достаточно долго. Состав надежно защищает металлические трущиеся детали от негативных разрушающих воздействий. Также необходимо прервать, что «Литол» не боится перепадов температур. Не беспокойтесь, что при движении по воде или снегу мяч, смазанный «Литолом», потеряет свою защиту.
Как смазать шаровую опору, не снимая ее?
Иногда под рукой нет подходящего инструмента, но можно смазать шаровую опору, не снимая ее. Последовательность действий следующая:
- Пыльник поддевается острым предметом
- Край образовавшейся щели отодвигается с помощью подручных средств
- Смазка заливается в канавку с помощью шприца
Как правильно выбрать смазку
Смазка должна выдерживать экстремальные температуры, а также обладать другими важными эксплуатационными характеристиками. Не обязательно вникать во все нюансы подбора смазки. Достаточно купить специальную смазку известного бренда. Как правило, такое приобретение будет стоить немалых денег, к тому же владелец автомобиля должен постараться обезопасить себя от контрафактной продукции. Самым правильным решением будет покупка смазочных материалов в интернет-магазине производителя. Как правило, у крупных компаний есть свой сайт, на котором можно заказать даже небольшую партию товара.

Если шаровая смазка нужна срочно, вариант покупки товара онлайн не совсем подходит из-за длительного ожидания доставки. В этом случае следует обратиться в обычный магазин запчастей.
Критерии выбора смазки для шаровых шарниров
Смазка для петель должна соответствовать следующим требованиям:
- Переносить значительные перепады температур без изменения пластичности.
- Обладает нейтральной химической активностью по отношению к контактирующим материалам.
- Иметь долгую жизнь.
Помимо длительной эксплуатации важной особенностью использования смазки является возможность длительного хранения. Даже когда материал добавлен во все рулевые наконечники и шаровые опоры, остается значительное количество этого средства, которое можно использовать повторно, но только при условии, что к этому времени не истек срок годности.
Соответствие ГОСТу также является основным показателем качества смазочных материалов российского производства. Если продукт изготовлен по техническим условиям (ТУ), его свойства могут отличаться от смазок, произведенных по ГОСТам (даже при том же наименовании смазки).

Основа смазочного материала
Наиболее популярны среди автолюбителей смазки на литиевой основе. Смазки этого типа обладают отличной термостойкостью и водостойкостью. Стоимость таких товаров также относительно невысока. Литиевая смазка неагрессивна к металлу, пластику и резине, поэтому после закачки работа механической детали может продолжаться длительное время без необходимости обслуживания.
Материал на основе бариевого мыла может быть успешно использован в качестве смазочной основы для шаровых шарниров и наконечников растяжек. Такие материалы также способны работать в широком диапазоне температур и имеют высокие скорости для снижения коэффициента трения.
Концы и шаровые шарниры шприца можно смазать натриевой смазкой. По водостойкости они немного уступают литиевым и бариевым пластикам, но обладают большей стойкостью к высоким температурам. По этой причине эти продукты идеально подходят для использования в жарком и сухом климате.
Диапазон рабочих температур
Температура, при которой разрешено использовать смазку, обычно указывается на упаковке продукта. Практически все средства, предназначенные для использования в сферических элементах, способны выдерживать атмосферные значения этого параметра.
Совместимость с резинами
Для защиты внутренних частей шарнирного соединения от грязи на металлический штифт надевается пылезащитный колпачок. Чаще всего это изделие изготавливается из резины, поэтому убедитесь, что смазка не окажет негативного воздействия на этот материал. Практически все продукты, предназначенные для смазки шарниров, химически нейтральны по отношению к резиновым материалам.
Объем фасовки
Смазка для шарикоподшипников может продаваться в таре разного объема. Если вам нужно смазать только одну петлю, вам следует купить продукт в самой маленькой упаковке. При обработке большого количества изделий необходимо правильно рассчитать количество смазки. В любом случае лучше ошибиться и купить большую упаковку, чем обнаружить недостаток данного товара посреди ремонтных работ. При правильном хранении смазка может храниться до 5 лет и может использоваться не только для шаровых шарниров и наконечников рулевых тяг.

Иногда у водителей может возникнуть вопрос, чем смазать шаровую опору. Эту тему обычно поднимают при ударах в подвеске, вызванных выработкой штатной смазки. Как правило, именно отсутствие смазки приводит к необходимости замены этого элемента подвески. Использование дополнительной смазки продлевает срок службы опоры в 2 раза. Тем более что при наличии специального инструмента, а также минимальных навыков в ремонте автомобилей с восстановлением шаровой опоры справится каждый автолюбитель. Самое главное – правильно подобрать тип смазки для решения этой проблемы.
Устройство рулевого управления
Параллельные штанги, наконечники рулевых тяг являются составными частями системы рулевого управления автомобиля. Они обеспечивают подвижность рулевым частям машины и передают усилия на ведущие колеса. Различают внутреннюю и внешнюю рулевые тяги. Внутренний — пропущен через гофрированные кожухи, защищающие картер рулевого механизма от попадания инородных частиц из окружающей среды. Внешние наконечники надеваются на резьбовые концы внутренних, а шаровой палец входит в соответствующие отверстия в поворотном рычаге.
Наконечники штанг состоят из шарового пальца, подшипников, корпуса и защитного чехла. Благодаря им водитель имеет возможность совершать маневры, поворачивая колеса на нужный угол. Смазка наконечников используется для обеспечения плавного хода шарниров и подшипников, предотвращения износа металла, преждевременной отдачи. Рулевые наконечники могут быть универсальными, т.е подходящими для всех колес, или различаться в зависимости от расположения колеса.
Периодичность обработки
Шаровая опора смазывается на заводе перед установкой на автомобиль. Но необходимо помнить, что при движении шарнир постоянно меняет свое положение, и смазка постепенно расходуется. Поэтому необходимы регулярные добавки.
Нетрудно понять, что пора смазывать шаровые опоры. Обычно проблемы с этим узлом легко диагностировать «на слух». Если проблема стала большой, может понадобиться диагностика. Стартовым сигналом к выработке смазки являются писк, стук при движении. Когда со стороны шаровых опор исходят посторонние звуки, это место обязательно нужно проверить. Когда шарнир не сильно люфтит, он прослужит долго, главное регулярно его обслуживать.
Когда смазывать шаровые
ШО необходимо смазать перед заводской установкой. Но в ряде случаев, особенно если речь идет о «бытовых» машинах, это требование может не выполняться. Кроме того, смещение шарнира при эксплуатации автомобиля приводит к расходу смазки. Количество смазки уменьшается, а во время простоя — высыхает. Именно поэтому рекомендуется доливать смазку не только при монтаже, но и периодически, после определенного периода эксплуатации. Но как узнать, когда деталь нуждается в повторной смазке?
Все неисправности СХО можно легко определить на слух уже на ранних стадиях, хотя в дальнейшем может понадобиться современная диагностика. Первым тревожным сигналом для водителя является стук и скрип во время движения. Если они слышны именно в тех местах, где находится ШО, то именно этот узел нужно проверить в первую очередь. Если заметного износа нет, достаточной мерой будет своевременное обновление автосмазки.
Опыт показывает, что если один шарик начал «стучать», лучше смазать их все, так как ресурс у них одинаковый.
Как увеличить ресурс опоры
Способов несколько, рассмотрим их все подробно. Некоторые из них являются простыми вариантами, которые не требуют дополнительных инструментов. Другие более сложные, но более эффективные.
Так говорят многие счастливые обладатели доработанных шаровых опор. К нам не обращаются с проблемой выхода из строя навесных элементов ходового оборудования уже несколько лет.
Чем смазать шаровую опору?
Чем смазать шаровую опору? Прежде чем ответить на этот вопрос, Вам желательно ознакомиться со структурой данного раздела. Тогда вы сможете более четко понять, как правильно смазывать узел. Основным элементом здесь является шаровая опора с пальцем. Он опирается на основание, сверху конструкция покрыта пыльником. В основание и под багажник забито большое количество смазки. Он рассчитывается за весь период действия данного структурного элемента.
В процессе эксплуатации шарнир постоянно смещается относительно основания, смазка вырабатывается медленно, а при длительных простоях просто высыхает. Поэтому постепенно начинают появляться шишки. Если не обращать внимания на этот признак, начинается люфт, и деталь приходит в негодность из-за высокой работоспособности.
Как правило, для шаровых опор используются различные смазки на литиевой основе. Эти составы отлично справляются с высокими нагрузками, возникающими при эксплуатации шаровой опоры. Необходимо понимать, что выбирать такие вещества стоит правильно. Состав литиевой смазки получен из нефтяных масел. В процессе производства масло загущают добавлением литиевого мыла. Это позволяет добиться наилучшей консистенции. В то же время сочетание нефтяного масла с жирными кислотами из литиевого мыла оказывает дополнительный консервирующий эффект. На практике существует несколько вариантов этого типа смазки. Они отличаются соотношением масла и литиевого мыла в составе, а также дополнительными присадками. Наиболее распространенные варианты:
- . Это, пожалуй, самый распространенный вариант среди водителей. На это есть несколько причин. Во-первых, у этой смазки хороший температурный диапазон, что позволяет использовать ее практически на всей нашей территории. Благодаря наличию стабилизирующих присадок смазка сохраняется длительное время и обеспечивает надежную защиту от любых негативных факторов. Следует особо отметить, что Литол-24 не боится перепадов температур, поэтому не стоит переживать, что при движении по снегу или воде мяч останется незащищенным;
. Эта смазка реже применяется в шарикоподшипниках. По сравнению с Литолом имеет более низкий порог допустимых температур. Он не замерзает даже при минус 60 С. Поэтому его часто используют в районах Крайнего Севера. Хотя ЦИАТИМ имеет более низкие технические характеристики, по сравнению с Литолом, преимуществом является стойкость к низким температурам. Кроме того, эта смазка имеет более низкую стоимость.
Диагностика шаровых опор ВАЗ 2107
Существуют различные способы убедиться, что шаровая опора является причиной дребезжания или скрипа.
- Громкий. Для этого потребуется помощник. Два человека раскачивают машину с выключенным двигателем, одновременно надавливая с двух сторон на капот машины. Если при этом из одного из колес слышен нехарактерный звук, соответствующий ШО изношен или нуждается в смазке.
- Выявление неудачи ШО. Колесо, опора которого, скорее всего, вышла из строя, приподнимается домкратом примерно на 30 см. Помощник из салона выжимает педаль тормоза до отказа. После этого энергично покачать колесо сначала в вертикальной плоскости вверх-вниз, затем вправо-влево. При заблокированных тормозах сразу появляется люфт. Хоть и незначительно, но ШО все равно нужно менять.

Для определения люфта шаровой опоры колесо следует сначала покачать вверх-вниз, а затем вправо-влево - Осмотр шаровых пальцев. Этот способ актуален только для последних моделей ВАЗ 2107, ШО которых имеют специальные смотровые отверстия для контроля износа шаровой опоры без разборки опоры. При износе пальца более 6 мм шаровую опору необходимо заменить.
Сама работа
В целях продления срока службы подвески рекомендуется при первых проявлениях износа шаровых опор важно проверить этот узел. Если заметных люфтов нет, достаточно обновить смазку в суппорте. Для этого понадобится специальный шприц. Это дешево, учитывая среднюю стоимость шарикоподшипников, эти деньги сбиваются довольно быстро. На некоторых моделях машин также может понадобиться дрель и приспособление для нарезания резьбовых фрагментов. Хорошо, если есть пороки. В некоторых случаях шариковую смазку можно производить прямо на автомобиле, но это не всегда оправдано, ведь чистоту процедуры обеспечить очень сложно.
Сначала снимите шаровую опору с автомобиля. Здесь вы найдете инструкции по ремонту вашего автомобиля. На всех моделях эта работа имеет свои особенности, поэтому лучше уточнить эти нюансы, чтобы не возникло проблем в будущем. После разборки осмотрите шаровую опору. Нас интересует нижняя часть. На многих моделях есть ниппель для дополнительной смазки петель. Это позволяет без особых проблем обновлять рабочий состав.
Немного сложнее будет в случае с необслуживаемой опорой. На некоторых иномарках доливка новой порции смазки невозможна. В этом случае нужно использовать дрель:
- Опора зажимается в тисках, после чего в основании тонким сверлом проделывается отверстие;
- Он резьбовой;
- Затем с помощью шприца добавляют жир;
- В отверстие вкручивается подходящий болт.
После выполнения всех этих действий можно устанавливать шаровую опору обратно на автомобиль. Вы точно забудете о толчках в подвеске. Обязательно посетите автосервис после ремонта, чтобы отрегулировать углы развала и схождения. Это, безусловно, избавит вас от проблем с повышенным износом резины.
Заключение. Как правило, многие толчки в подвеске вызваны не износом деталей, а недостатком в них смазки. Поэтому вопрос, чем смазать шаровую опору, неудивителен. Смазка в этом шарнирном узле развивается гораздо раньше, чем происходит выход из строя всей детали. Поэтому лучшим вариантом будет самосмазывание опоры. Это значительно сократит расходы на обслуживание вашего автомобиля, ведь вы сможете увеличить срок службы шаровой опоры в 2 раза.
А нужно ли смазывать шаровые опоры и рулевые наконечники?
Есть мнение, что обрабатывать эти соединения нужно было раньше, во времена классических моделей ВАЗов, Москвичей и прочего автопрома из СССР, но сейчас в этом нет необходимости. Чтобы определить, нуждаются ли эти детали в обслуживании, нужно понять, как устроены шаровые опоры.
Устройство может быть разным. Но в конструкции всегда есть шаровая опора и палец. Основание используется в качестве шарнирного упора. Сверху опора покрыта пыльником.
Во время работы шарнир постоянно смещается и перемещается. Это способствует ускоренному износу. Смазка образуется в процессе эксплуатации. А если машина долго постоит, смазка может высохнуть. Кроме того, если в пространстве между днищем узла и пыльником не будет смазки для шаровых опор, там будет образовываться грязь. Это не только ускоряет износ, но и вызывает неудовлетворительную работу шарнира. Если в шаровых опорах появились удары и скрипы, это тревожный звоночек.
Чтобы не подвергать механизм шаровой опоры ускоренному износу, необходимо загнать смазку в свободное пространство под пылевой пружиной. Но также необходимо знать, какую смазку использовать для шаровых опор, чтобы эти узлы работали как можно дольше.
«Циатим-201»
Если «Литол-24» — очень популярный продукт, то «Циатим» для шарикоподшипников используется гораздо реже. Если сравнивать с предыдущим, порог рабочей температуры здесь значительно ниже. Этот жир не замерзнет даже при температуре -60 градусов. Поэтому этот продукт широко используется на Крайнем Севере.

Хотя эта смазка имеет более низкие свойства по сравнению с Литолом, ее стабильность при низких температурах является плюсом. Также «Циатим-201» имеет более низкую цену.
Процесс смазывания шаровой опоры
Процесс смазки шаровой опоры лучше проводить на яме, расположив автомобиль так, чтобы переднее колесо было на краю ямы. Сделав это, вы получите место для шприца, которым можно заполнить смазку.
Установите переднюю часть автомобиля на домкрат, установите упор под балку. Поместите штатив под предплечье, затем опустите домкрат. Это разгрузит переднюю подвеску автомобиля.
Снимите шаровую опору специальным съемником. Ключом на 7 мм открутите заглушку, расположенную в нижней части опоры. Возьмите обычный аптечный шприц с насадкой или специальный шприц. Залейте в него смазку. Распылите смазку на внутреннюю часть шарового шарнира, пока пыльник не начнет надуваться. Слишком много наполнения не нужно, иначе есть риск повредить компоненты.

В процессе эксплуатации обязательно проверяйте состояние пылезащитных кнопок, так как при их повреждении в шарнир будет попадать пыль и грязь, что сразу сократит срок его службы. Также проверьте, нет ли люфта шарового шарнира. Если оно наблюдается, пора менять узел.
Признаки выхода шаровой опоры из строя
То, что смазка разработана для шарикоподшипников, можно распознать по удару при проезде неровностей. Также, если вам нужно смазать рулевые наконечники, вы можете услышать скрип при повороте руля.

Он может говорить о необходимости замены смазки в шаровых опорах. Если машина не держит прямую и колеса постоянно виляют, это также свидетельствует об износе шаровых опор. Резина, которая изнашивается неравномерно, также сообщает о поломке или износе.
Смазывание необслуживаемого узла
В случае необслуживаемой поддержки процедура будет немного сложнее. Такое, например, устанавливается на некоторые иномарки. Если нет возможности добавить новую порцию смазки, а такая необходимость есть, то нужно использовать дрель.
Зажмите разобранную опору в тисках, затем тонким сверлом проделайте в основании отверстие и нарежьте в нем резьбу.
Используйте шприц и добавьте смазку внутрь. Вверните подходящий болт в отверстие.
После всех манипуляций устанавливаем шаровую опору обратно.
Критерии выбора
Смажьте шаровой шарнир
Шаровые шарниры со смазкой
Звуки выступают надежным признаком того, что узлы пора лечить. Но новички не знают, какую смазку использовать. Получают соединения лития, выдерживающие повышенные нагрузки. Общие критерии выбора таковы:
- широкий диапазон рабочих температур (для сохранения в мороз и жаркое лето);
- инерционная на резиновую или пластиковую кнопку-пылесборник;
- хорошая адгезия;
- стабильность масляной пленки при серьезных нагрузках;
- характеристики экстремального давления;
- водонепроницаемый;
- длительный срок службы.
Если мы говорим о качественном продукте, то он соответствует всем критериям. Но продуктов на рынке много, один хуже, другой лучше, так что есть повод разобраться в свойствах повнимательнее.
Состав
Жировой состав
Из чего состоит смазка
База — базовое масло, органическое или синтетическое. На его долю приходится до 80% объема. Однако из-за текучести необходимо использовать загустители. Их в смазке до 15%. На последнем месте находятся присадки с антикоррозионными, противозадирными свойствами. Они составляют до 5 %.
Водители чаще используют литиевую смазку. Такие смазки отличаются высокой водо- и термостойкостью и доступны по цене. Не оказывают агрессивного воздействия на металл, резину, пластик. После обработки деталь будет работать долгое время, не требуя обслуживания.
Производители шариковой смазки иногда используют бариевое мыло для загущения. Ткань хорошо снижает коэффициент трения, работает в жару и холод. Другой вариант — смазочные материалы на основе натрия. Они не так водостойки, как литиевые или бариевые, но обладают приличной термостойкостью. Если климат жаркий, сухой, предпочтение отдается натриевому продукту.
Также используются смазки с комплексным загустителем сульфоната кальция. Они обладают достойными высокотемпературными, антикоррозионными свойствами, высокой водостойкостью даже при их динамическом воздействии. Этот загуститель также хорош для противоизносных свойств, которые не могут быть достигнуты присадками.
Смазочные свойства
Свойства жира
Существуют смазки с загустителями на основе кальция, обладающие хорошими защитными, антикоррозионными свойствами и стойкостью к вымыванию. Но на морозе они не используются.
Консистенция по классификации NLGI
NLGI — Национальный институт смазочных материалов. Это Национальный институт смазок. Организация находится в США. Сотрудники разработали собственную классификацию, основанную на содержании загустителей. Обычно консистенция выбирается в зависимости от типа подшипника, базового масла, рабочих температур, коэффициента скорости. Рекомендуемый NLGI 2 (мягкий) или в крайних случаях NLGI 3 (переход от мягкого к средней жесткости, т.е более толстый).
Рабочие температуры
Чем шире диапазон, тем дольше работают петли. Лучшие смазки для шаровых опор не теряют своих свойств при температурах от -50 до +80°С. Но такие значения редко бывают нужны. Поэтому нижнего предела в -30 °C в средней полосе будет достаточно, и поэтому правильно будет стартовать с конкретного района, где движется автомобиль. В таблице приведены температуры для каждого типа загустителя:
|
Загуститель |
Температура эксплуатации, °С |
Водонепроницаемый |
|
О |
-30…+50 |
Отличный |
|
Сейчас |
-30…+110 |
Плохой |
|
Ли |
-30…+130 |
Очень хороший |
|
Ли комплекс |
-30…+150 |
Хороший |
|
Ca-сульфонат |
-30…+220 |
Отличный |
|
Бентонит |
-20…+200 |
Хороший |
Информация о температуре, при которой смазка сохраняет свои эксплуатационные характеристики, обычно указывается на упаковке.
Сочетаемость с резиной
Для защиты шарнира от абразивных частиц на металлический палец надевается резиновый или пластиковый чехол. Химия должна нейтрально взаимодействовать с материалами, чтобы не повредить корпус.
Объем упаковки
Когда в смазке нуждается только одна опора, лучше взять минимальное количество. Если вам нужно обработать несколько составов, продукт лучше брать с запасом. Если водитель ошибся и купил оптовую упаковку, не так страшно, если в процессе лечения выяснилось, что мазь закончилась. Средний срок службы пластиковых композиций составляет 5 лет. Этого достаточно, потому что они довольно редко используются в качестве смазки для автомобильных шаровых опор и рулевых наконечников, прикрепленных к рейке.
В чем особенность литиевых смазок?
По своему составу материалы на основе лития представляют собой вещества, полученные из нефтяных масел. В процессе производства масла загущают путем добавления литиевого мыла. Это позволяет добиться желаемой консистенции. В то же время нефтяные масла в сочетании с жирными кислотами литиевого мыла также обладают дополнительным консервирующим действием. Автовладельцы на практике используют несколько видов смазок на этой основе. Они отличаются друг от друга процентным содержанием масла и литиевого мыла, а также содержанием различных добавок. Что ж, давайте рассмотрим их подробнее.
Причины поломок шаровой опоры
При эксплуатации автомобиля шаровые опоры несут серьезные нагрузки, которые в зависимости от конструкции подвески могут принимать на себя значительную часть массы автомобиля, а также удары при движении по неровному дорожному покрытию. Основной причиной замены шаровой опоры и нарушения ее нормальной работы является износ соприкасающихся металлических поверхностей при трении, что приводит к заметному люфту: палец начинает не только вращаться, но и двигаться; в худшем — вырывается из корпуса. Причины износа могут быть связаны как с естественными процессами (старение металла и других материалов), так и с увеличением удельных нагрузок на механизм, обрывом пыльника или отсутствием смазки в шарнире. Смазку шаровой опоры следует проводить при каждом ремонте или замене узла. Часто производители указывают свои рекомендации по смазке механизма, что позволяет максимально увеличить срок службы детали и избежать нарушения правил монтажа и эксплуатации.
Смазывание (шприцевание) сайлентблоков литолом
Литол, ШРУС, вымпел, а также импортные многокомпонентные смазки, разработанные специально для шаровых опор, подшипников и узлов трения, которые содержат в составе металлоплакирующие соединения, позволяющие минимизировать трение между деталями и защитить поверхность металла от коррозии и максимальному износу, достигается применением последних в составе смазок мелкодисперсных металлических порошков, оксидов и других соединений, покрывающих поверхность металлов тончайшим защитным слоем, стойким к износу и коррозии. Именно эти смазки используются в шаровых опорах, шрусах, подшипниках и шаровых опорах, к которым относятся плавающие сайлентблоки задней подвески с пассивным управлением.
Топ лучших смазок для шаровых опор
Ежегодно можно наблюдать появление брендов, которые рекламируют свою продукцию как самую качественную. Но на практике все может получиться иначе. При покупке «кота в мешке» есть риск приобрести товар, не соответствующий даже минимальным требованиям по качеству. Лучше выбирать состав от известных брендов, которые давно работают на рынке и дорожат своей репутацией.
Литол 24
Литол 24
Литол 24
Многим водителям знакома эта мазь для лечения шаровых опор. Выпускается разными заводами, поэтому и внешний вид разный: однородная смесь от светло-желтого до коричневого цвета. Внешний вид особой роли не играет, самое главное, чтобы продукция соответствовала требованиям ГОСТ 21150-87. Если вместо стандарта, в котором прописан состав, указаны только технические условия, вполне вероятно, что свойства у него другие. Литол 24 сохраняет свои свойства при температурах от -40 до +120°С, кратковременно выдерживает нагрев до +130°С.
Смазка, благодаря своим антикоррозийным свойствам, хорошо защищает соединение от влаги и грязи. А также уменьшает амплитуду качания детали. Литол 24 стабилен, не расслаивается, плотность его при нагревании остается неизменной.
Однако есть у изделия и серьезный недостаток – негативное влияние на пылесборник, если он резиновый. Смазанный материал со временем набухает и преждевременно разрушается. Чтобы нивелировать проблему, можно использовать пылезащитный колпачок из другого материала или не герметизировать смазку полностью. В составе продукта нет противозадирных присадок, по этой причине он не подходит для иномарок.
ШРБ-4
ШРБ-4
ШРБ-4
Смазка была разработана еще в СССР, но отличается от других тем, что в качестве загустителя выступает элемент бария. Это означает, что эксплуатационные характеристики даже лучше, чем у их литиевых, графитовых аналогов. Для повышения плотности в состав включают кислоты.
В свете вышеизложенного ШРБ-4 имеет множество преимуществ: высокие противозадирные свойства, водонепроницаемость, пластичность. Кроме того, мазь совершенно безвредна для резиновой пыли пуговиц. Диапазон рабочих температур довольно большой: от -40 до +130 °С. Параметр коллоидной стабильности не превышает 10%. Цвет светло-коричневый.
Сейчас ШРБ-4 выпускается заводом «Агринол» (прежнее название «Азмол»). Продается в баночках емкостью 500 мл.
Liqui Moly
Термофлекс Специалфетт
Термофлекс Специалфетт
Это бренд, выпускающий различные составы для обработки шаровых опор. Из испытанного – Thermoflex Spezialfett. Это светло-бежевая смазка с консистенцией NLGI 2. Ее можно использовать на тяжелонагруженных подшипниках и других компонентах перед установкой. Главной особенностью инструмента является возможность его использования для уменьшения силы трения между металлом и пластиком. Состав мази никак не влияет на резиновый сапог. Liqui Moly устойчив к окислению, обеспечивает 100% защиту от коррозии, вытесняя влагу, и служит долго.
Температурный диапазон использования тоже в полном порядке: от -50 до +150°С. Адгезия, смазываемость на высоте, да и износа не боится, так как включает противозадирные присадки. Выпускается в таре емкостью 370 мл. Если почитать отзывы, то они в основном положительные, а от минусов отделяет только цена.
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease
Амалийский эликсир
Амалийский эликсир
Эта мазь создана на основе сульфата кальция. В состав также входят уникальные присадки, обеспечивающие защиту от ржавчины, вымывания. Качество на высоком уровне, так как продукт изготовлен по стандарту NLGI GC-LB. Эта мазь, кроме шаровых, применяется и для рулевых наконечников.
Преимущества: высокие адгезионные свойства, защита металла от ржавчины, устойчивость к вымыванию водой. Но есть существенный недостаток, который необходимо учитывать – низкий температурный порог в -18°С. А вот что касается максимальной температуры, то продукт способен выдерживать до +246°С.
Средство хорошо зарекомендовало себя в условиях сильных нагрузок, высокой температуры и влажности. А вот для зимнего использования, в сильный мороз (ниже -18°С), он не подходит. Продается в тубах по 425 мл.
Motul Tech Grease 300
Техническая смазка 300
Техническая смазка 300
Универсальный продукт, актуальный в разных условиях для всех узлов. Ему не страшны сильные нагрузки, жара, влажная среда, вибрации. Также используется для грузовых автомобилей, спецтехники.
Класс 2 по NLGI, длительный срок службы, эксплуатация при температуре от -30 до +150 °С. Базовое масло синтетическое. Достаточно присадок: от окисления, износа, износа, коррозии. Продается в тюбике 400 мл.
Циатим 201
Циатим 201
Циатим 201
Не менее популярная, чем Литол 24, мазь доступна по цене, но ее свойства далеки от идеальных. Это многоцелевой смазочный материал, используемый в механизмах с малой и средней нагрузкой. Диапазон рабочих температур хороший: от -60 до +90 °C. Только изначально инструмент применялся для самолетов. Но как оказалось, для автомобилей он смело подходит, особенно если они эксплуатируются в северных широтах.
Основа – нефтяное масло, загущенное литиевым мылом. Цвет желтый, иногда коричневый. Резиновый чехол не повреждает изделие, служит барьером от воды и грязи. Однако из-за низкой коллоидной стабильности быстро вымывается при повреждении пыльника. Продукт достаточно востребован, так как дешев и его легко найти.
Molykote PG-65
Моликоте PG-65
Моликоте PG-65
Морозостойкая смазка. На основе синтетических масел. Используется для подшипников, направляющих, шестерен, тросов, валов. Официального разрешения на обработку шаровых опор нет, но производитель утверждает, что средство подходит для этих целей.
Температурный диапазон от -55 до +130°С. Влажная, запыленная среда не страшна, мытье водой тоже. Пыльники из резины или пластмассы не разрушаются. Рабочие параметры отличные, но стоит инструмент дорого. Продается в банках емкостью 1, 5, 25 кг.
Molykote LT2/78G
Моликоте LT2/78G
Моликоте LT2/78G
Черная смазка с литий-цинковым мыльным загустителем. Применяется для высоконагруженных узлов: подшипников, направляющих, шлицевых/шпоночных соединений, шаровых опор. Рабочие температуры: от -35 до +130 °C. Класс консистенции — NLGI 2. Преимущества:
- высокая грузоподъемность;
- не теряет свойств в пыльной, влажной среде;
- долгоиграющий;
- без никеля, свинца в составе;
- антикоррозийные свойства.
Стоит, правда, дорого, и продается в упаковках по 50 180 кг. Для рядового автовладельца контейнер по карману не назовешь. Смазку можно получить в крупных транспортных компаниях или на автозаправочных станциях.
Автомобилю, как и человеку, нужны прививки для профилактики болезней. Например, вовремя сделанный укол сохранит здоровье шаровых опор и рулевых наконечников и поможет сэкономить.
Шаровые шарниры соединяют рычаги подвески и ступицу колеса. Разбитые дороги ускоряют износ этих деталей, появляется крен на ходу. Так что до потери колеса недалеко. Не ждите, пока ваша тележка заскрипит.
Поднимите автомобиль домкратом, полностью открутите руль: с рулем легче работать. Не забудьте про ручник, коробку передач и предварительно ослабленные болты. Сними колесо и посмотри на багажник. Даже при небольшом прорыве внутрь попадает вода с грязью. Если ботинок уже протерся, не тяните, замените его новым.
А для проверки состояния самой шаровой опоры нужна железная палка, плоская на конце. Осторожно вставьте монтировку между нижним рычагом подвески и ступицей. Рок это. Не должно быть посторонних звуков. Если стучит, замените деталь.
Опытные автомобилисты рекомендуют для предотвращения этого смазывать шарикоподшипники маслом или техническими жидкостями. Например, касторовое масло ничем не хуже автомобильного. Тормозные жидкости производились на основе касторового масла. Он негигроскопичен, неагрессивен к резиновым деталям и даже обладает антикоррозийными свойствами. И что приятно всего 85 рублей.
Касторовое масло по консистенции густое и вязкое, поэтому перед тем, как набрать его в шприц, подогрейте флакон на водяной бане. Опустите флакон с маслом в стакан с теплой водой, через пару минут можно приступать к инъекциям. Достаточно пяти миллилитров.
Ряд посторонних звуков, которые так досаждают водителю во время движения, часто имеют одну и ту же причину – недостаточно смазанные шаровые опоры (ШО). Стоит ли относиться к этому как к досадной неизбежности или лучше подмазать опоры? Каждый водитель решает сам, но есть проверенные рекомендации, основанные на практическом опыте. Соблюдать их предпочтительнее, если вы не хотите тратить лишние деньги из-за проблем с такой важной деталью автомобиля, как шаровые опоры.
Очень простой и менее эффективный
Его можно охарактеризовать как «спасение умирающих». Он включает в себя замену смазки и уменьшение зазора между втулкой и пальцем.
- Убираем пыль.
- Убираем старый жир, добавляем новый.
- Если после этого палец продолжает свободно вращаться в держателе, берем молоток.
- Поворачиваем опору и с обратной стороны наносим легкими штрихами крышку корпуса детали.

Удар уменьшает зазор между шариком и вкладышем. Если последний еще находится в нормальном состоянии, палец обретет прежнюю эластичность и срок службы шарнира увеличится.
Этот способ подходит для опор, имеющих в корпусе закатанную нижнюю крышку. Есть запчасти, которые выполнены в виде литой детали, здесь восстановить работоспособность не получится.
Альтернативные варианты
Помимо смазок на литиевой основе, которые являются классическими, также используются другие типы смазок на основе кальция. Главный недостаток этих смазок в том, что они боятся низких температур. При этом срок их службы намного больше. Специалисты утверждают, что кальциевая смазка обладает более высоким уровнем защиты металлических деталей от коррозии. Но на практике считается, что лучшая смазка для шаровой опоры – однозначно литиевый продукт.
Примеры из опыта автовладельцев
«Если у вас Лада Гранта, смазать шаровую опору не так-то просто. Речь идет о пылесборнике, который сдавливает металлическое кольцо снизу, затрудняя его снятие. Сначала мне понадобилась маленькая плоская отвертка, которой я и подковырнул пыльник. Затем мне пришлось использовать две крестовые отвертки разного размера, чтобы расширить зазор. Когда она стала достаточно широкой для носика шприца, я выдавила в нее литол».
«Если шаровые шарниры не оснащены заглушками, необходимо использовать смазочные шприцы. Покупается масленка, шприцом заливают литол до тех пор, пока смазка не начнет течь из-под пылесборника».
«Если шаровая опора подлежит демонтажу, ее лучше заправить легким мазутом, не содержащим графита. Это необходимо, потому что заводская смазка может загустеть и без лишней порции мазута под багажник все забьется водой и грязью».
- https://mashinapro.ru/2132-idealnaya-smazka-dlya-sharovyh-opor.html
- https://FB.ru/article/311379/kakaya-luchshe-smazka-dlya-sharovyih-opor
- https://mirsmazok.ru/smazki/smazka-dlya-sharovykh-opor/
- https://ProAvtoMaster.com/remont/smazka-dlya-sharovyh-opor
- https://GarazHoff.ru/hodovaya/kak-smazat-sharovuyu-oporu.html
- https://AvtoUniversal142.ru/drugoe/kak-smazat-sharovuyu-oporu.html
- https://RoomAvto.ru/drugoe/kak-smazat-sharovuyu-oporu-ne-snimaya.html
- https://avtoyoutube.ru/srok-sluzhby-sharovoj-opory.php
- https://renoshka.ru/avto/chem-smazat-sharovuyu-oporu-aktualnyj-spisok.html
- https://avtotop.info/kakoj-smazkoj-smazyvat-sharovye-opory/
- https://delis-avto.ru/specifika-i-komplektaciya/smazka-dlya-sharovyh.html
- https://shassik.ru/transmissiya/kak-smazat-sharovuyu-oporu.html
- https://ReForever.ru/tehservis/maslo-v-sharovuyu-oporu.html
- https://AutoManya.ru/lada-drugoe/smazka-dlya-rulevyh-nakonechnikov.html